Виды эмоций. Базовые эмоции и их внешнее выражение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Глава I. Виды эмоций. Чувства как высшие эмоции…........................4-9
3. Глава II. Базовые эмоции…………………………………………….10-11
4. Глава III. Внешнее выражение эмоций……………………………..12-15
5. Заключение………………………………………………………………..16
6. Приложения……………………………………………………………17-19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор - это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.
Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Глава II. Базовые эмоции

 

Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов (Mandler, 1975). Эти психологи в большинстве своем считают, что человек конструирует эмоции из своего жизненного опыта, что эмоции являются продуктом культуры, социализации и обучения. По их мнению, человек «конструирует» эмоции в необходимом количестве в зависимости от нужд ситуации и собственных способностей. Но о «конструировании» и об участии в этом процессе перцептивно-когнитивных процессов можно говорить только в контексте рассмотрения аффективно-когнитивных              структур.

Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

 

1.      Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2.      Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической
конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3.      Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4.      Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5.      Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Базовые эмоции, лежащие в основе всех иных человеческих чувств. Этим критериям отвечают семь эмоций: интерес, радость, печаль, злость, отвращение, страх и удивление. Остальные эмоции, по мнению Изарда[1], являются различными комбинациями базовых. [3, с. 123].

Интересно так же отметить, как связаны были эти базовые эмоции на этапе их возникновения с основными процессами выживания особи и адаптации ее к окружающему миру.

Интерес рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.

Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных), это реакция на получение удовольствия.

Печаль - реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие. 

Злость (гнев) - то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).

Страх - реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы.

Отвращение - реакция отторжения.

Удивление - сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.

Как результат, удивление приводит к быстрой смене предыдущих эмоций - реакций, к перемене прежнего действия или его быстрому прекращению.

Эмоции чащу всего проявляются во взаимодействии, усиливая, подавляя друг друга, или перетекая из одной в другую. Так страх, наверняка, часто был связан с отвращением и злостью, а интерес переходил в радость. С развитием человека и его способности реагировать на изменяющиеся условия жизни, стали возникать более сложные чувства и эмоциональные реакции.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Внешнее выражение эмоций

Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.

Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.

Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных состояний изменения своей скорости и амплитуды. По данным Вудвортса эти изменения следующие: при удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания; при неудовольствии — уменьшение того и другого; при возбуждении — дыхательные движения становятся частыми и глубокими; при напряжении — замедленными и слабыми; в состоянии тревоги — убыстренными и слабыми; при неожиданном удивлении — мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды; при страхе — резкое замедление дыхания и т. Д. [4, с. 15].

Показательным при эмоциях является также соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха. Штерринг (1906) опре­делял это отношение путем деления времени вдоха на время всего цикла (состоящего из вдоха и выдоха) и получил следующие данные, показывающие значительное увеличение при эмоциональ­ных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с продол­жительностью выдоха:

при покое         0,43
при возбуждении          0,60
при удивлении             0,71
при внезапном испуге 0,75

Значение этих данных для характеристики эмоциональных процессов подчеркивается тем, что при сосредоточенной умственной работе, лишенной эмоционального возбуждения, соответствующий коэффициент составляет всего 0,30 и обнаруживает тенденцию к еще большему уменьшению по мере увеличения сосредоточенности, т.е. свидетельствует о резком преобладании продолжительности выдоха.

Типичные для соответствующих эмоций изменения частоты амплитуды дыхательных движений приобретают в процессе практической деятельности устойчивый характер, являясь фактором, обеспечивающим требуемую эффективность этой деятельности. Они наступают не только при непосредственном выполнении деятельности, но и при эмоциональном воспоминании о ней. Опыты над спортсменами показывают, что при воспоминании о трудных и важных физических упражнениях их дыхание приобретает те же особенности, которыми оно отличалось при непосредственном выполнении упражнений . Это свидетельствует о том, что изменения дыхания, а также вазомоторные реакции органически входят в эмоциональную память.

Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными импульсами, а также изменяется под влиянием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса составляет 60—70 ударов в минуту. При испуге происходит мгновенное ускорение до 80—90 ударов. При возбуждении и напряженном ожидании (на старте) частота пульса повышается на 15—16 ударов в минуту. Вообще возбуждение ускоряет кровообращение. [6, с. 85].

Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления. При испуге систолическое кровяное давление повышается. Это повышение наблюдается также при мысли о возможной боли: у некоторых лиц оно обнаруживается, как только зубной врач входит в комнату и подходит к больному. Повышение кровяного давления перед первым экзаменационным днем иногда составляет 15—30 мм сверх нормы.

Все эти изменения связаны с потребностями организма в лучшем выполнении соответствующей деятельности: при внезапном, испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснабжению мышц, которым предстоит работа (это находит свое выражение в увеличении объема рук благодаря притоку к ним крови); в ожидании экзамена — к улучшению кровоснабжения мозга и т. п.

Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики,т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния: слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль; вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху — удовольствие; поднятые брови — удивление; сильное и внезапное поднятие бровей — изумление; оскал зубов — раздражение и гнев; подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа — отвращение; полузакрытые глаза — безразличие; плотно сжатые губы — решимость и т. д. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д. Большое значение при этом имеет выражение глаз (рис.).

а - удовольствие; б - настороженность; в - ожесточение; г - гнев;
д - презрение; е - веселость; ж - сильный смех; з - печаль

Ч. Дарвин считал, что у животных предков человека эти выразительные движения имели практическое значение, помогая в борьбе за существование: оскал зубов и сопровождающее его рычание устрашало врага; поза и мимика смирения снижала его агрессивность; мимика удивления облегчала ориентировочный рефлекс и т д. У человека же эти мимические движения утратили свое непосредственное жизненно практическое значение и остались всего лишь в виде простых пережитков.

Однако значительное количество мимических выразительных движений появилось и усовершенствовалось у человека уже в процессе его исторического развития, например мимические движения, связанные с интеллектуальными, эстетическими и нравственными эмоциями. Они не являются врожденными, а усваиваются человеком путем подражания в процессе общения с другими людьми и воспитания. Для понимания этих выразительных движений у других людей необходимо иметь как соответствующий личный эмоциональный опыт, так и знакомство с общечеловеческим опытом, нашедшим свое выражение во взаимоотношениях людей в быту или отраженным в произвидениях искусства. Так мимка презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет; мимика внутреннего, духовного страдания становится понятной в 5-6 лет, мимика интеллектуального удивления - в 10 лет и т.д. Все это говорит о большой роли, которую играют мимические выразительные движения в воспитании эмоций.

Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Слова, произносимые на одной и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.

Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые сложные и тонкие эмоции — иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, страдание, восторг и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эмоциональные процессы - это специфический класс процессов психической регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми для индивида. Существенным свойством этих процессов являются их регуляторные функции в:

- модификации запаса энергии, которой может располагать в данный момент организм;

- формировании тенденции к поддержанию контакта с фактором, воздействующим на индивида, либо тенденции к устранению контакта с данным фактором; соответственно можно разделять эмоции на положительные и отрицательные;

- организация специфических форм реагирования, соответствующих качественным особенностям фактора, действующего на субъекта; то есть можно говорить о различных модальностях эмоций.

Эмоциональные процессы воздействуют на другие регуляторные процессы, на внутреннее состояние организма, а также непосредственно на внешнее поведение. Воздействие на другие регуляторные процессы определяется уровнем возбуждения, знаком и содержанием эмоций. И положительные и отрицательные эмоции оказывают влияние на протекание познавательных процессов. Влияние эмоциональных процессов на качество выполнения интеллектуальных и моторных заданий зависит от степени эмоционального возбуждения. Эмоциональные процессы оказывают организующее влияние на поведение человека, являются причиной возникновения устойчивой готовности к определенному реагированию на некоторый круг внешних ситуаций.

Практическое исследование показало, что улучшение самочувствия не увеличивает активность испытуемых (можно предположить, что самочувствие в меньшей степени зависит от вида деятельности, нежели от других факторов), балл самочувствия выше у тех опрашиваемых, кто заполнял карту примерно в середине рабочего дня (можно предположить, что в середине рабочего дня наблюдается меньшая степень утомления, по сравнению с концом рабочего дня), а также при высокой активности респонденты имеют средние баллы самочувствия и настроения.

Информация о работе Виды эмоций. Базовые эмоции и их внешнее выражение