Вербальные методы поучения и передачи информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Красноречие — важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя. Искусству говорить надо учиться, и прежде всего следует освоить владение на должном уровне основными принципами речевого воздействия. Рассмотрим их подробнее..
Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики. Она ориентирована на «обеспечение» руководителей и специалистов правилами обращения со словом. Деловая риторика прежде всего учитывает факторы, влияющие на коммуникативность, и является инструментом коммуникационного общения.

Работа содержит 1 файл

Семинар псих.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

6.Борьеры в общение,и их преодоления.

В коммуникативном  процессе нередко возникают затруднения и даже барьеры. Барьеры общения – это психологические факторы, приводящие к искажению информации или ее блокировке. В социальной психологии принято выделять четыре уровня таких барьеров: 
1. Фонетический – имеет диапазон от непонимания некоторых звуков до целых слов, фраз. Он возникает в том случае, когда мы слышим непонятную речь, тихую, невнятную или быструю речь. В этих случаях происходит невосприятие фонетически непривычной для нас речи и автоматически включается защита (ставится барьер). Избежать возникновения данного барьера можно, если использовать некоторые приемы, а именно: 
– регулировать скорость своей речи и при этом помнить, что чем хуже человек знает язык или предмет разговора, тем медленнее нужно говорить; чем старше человек по возрасту, тем хуже он воспринимает быструю речь; чем образованнее человек, тем он лучше воспринимает быструю речь; 
– устанавливать обратную связь, позволяющую оценить реакцию слушателя, получить подтверждение, что он воспринимает информацию. Можно, например, уточнить: «Вы понимаете меня?» 
– осуществлять контроль, если слушают вас, за своей речью, если слушаете вы, то подстраиваться и стремиться вникать для лучшего восприятия информации. 
2. Семантический – это явное нарушение стиля, несоответствие между формой и содержанием сообщения. К непониманию может также привести переусложненное высказывание или переплетение стилей. Для успешного восприятия информации необходимы четкое ее построение и изложение. Существует два основных приема структурирования информации: 
1) внешнее – «правило рамки» – информация заключается в рамку, имеющую начало разговора, где указываются цели, перспективы, предполагаемые результаты; конец разговора, где подводятся итоги, показывается ретроспектива и отмечается степень достижения цели; 
2) внутреннее – «правило цепи» – содержание сообщения выступает не как бесформенный набор сведений, а построено определенным образом. Информация может быть организована как простое перечисление (во-первых, во-вторых), как ранговая цепь (главное…, второстепенное…) или как логическая цепь (если..., следовательно...). Такой способ позволяет улучшить запоминание и выделить информацию в соответствии с ожиданиями собеседника. 
3. Логический – вызывается непринятием одним из участников общения логики и аргументов другого. Если что-либо противоречит логике реципиента, информация в целом воспринимается отрицательно. Преодоление этого барьера общения зависит от эффективности и способа построения аргументации. Выделяют два основных способа аргументации: 
1) восходящая, при которой сила аргументов возрастает от начала к концу сообщения (от менее важного к самому существенному), что подводит слушателя к выводам;  
2) нисходящая, при которой сила аргументов убывает к концу 
сообщения (от самого главного к менее важному), когда выводы даются в готовом виде. 
Если реципиент не слишком заинтересован темой и целью 
разговора, то наиболее сильный и важный аргумент следует привести в начале, и наоборот. 
4. Избегание – уклонение от контактов с партнером по общению или источником информации (радио, телевидение, газеты). Избегание может быть явным, когда человек не приходит на встречи, игнорирует приглашения, старается не сталкиваться с источником, и скрытое, когда человек присутствует, но не внимателен, «пропускает информацию мимо ушей», не смотрит на собеседника, отвлекается, использует любой предлог, чтобы прекратить разговор. Чтобы не возникал барьер избегания, необходимо научиться привлекать внимание собеседника и как можно дольше его удерживать. Для этого можно использовать следующие приемы: 
– прием «нейтральной фразы» с использованием внутреннего фактора (в начале разговора произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но наверняка имеющая значимость, смысл для слушающего – случай, байка) или внешнего фактора (перед тем, как начать разговор, произвести привлекающее действие – стукнуть кулаком по столу, постучать ручкой по графину и т.д.); 
– прием «завлечения» – сообщение произносится очень тихо, невнятно, так, чтобы слушающий прилагал усилия, или излишне громко; можно сделать паузу или проговорить очень быстро. Однако этот прием нельзя использовать долго по времени, т.к. может возникнуть фонетический барьер непонимания; 
– прием «прямого включения» – разговор начинается с самого главного, актуального для собеседника; 
– прием «провокации» – можно привести пример, который вызовет негативную реакцию, несогласие с говорящим. 
     Для поддержания внимания можно использовать следующие приемы: 
– прием «изоляции», для этого следует исключить воздействие со стороны (отойти в сторону, закрыть дверь, выключить телевизор и т.д.). Коммуникатору при этом необходимо изолироваться только от внешних факторов, реципиенту еще и от внутренних (собственных мыслей, обдумывания своей реплики и т.д.); 
– прием «навязывания ритма», состоящий в периодическом изменении голоса и речи, поскольку внимание человека постоянно колеблется (громко – тихо, медленно – быстро, выразительно – нейтрально). Навязывание реципиенту своей последовательности переключения внимания стимулирует концентрацию и не дает ему расслабиться;

– прием «акцентировки», который применяется, когда нужно  особо обратить внимание слушающего на важные моменты в разговоре. Акцентировка может быть прямая (используется фраза  типа «прошу обратить внимание») и косвенная (информация выделяется из общего ряда за счет контраста интонаций).

 


Информация о работе Вербальные методы поучения и передачи информации