Великая дидактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:59, реферат

Описание работы

Ян Амос Коменский1 (латинское имя Comenius) – чешский мыслитель-гуманист, один из основоположников современной педагогики, творивший в первой половине XVII века – на рубеже эпох Возрождения и Просвещения, во времена Нидерландской (1566-1609 гг.) и Английской (1640-1660 гг.) революций, Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и многочисленных европейских междоусобиц.

Содержание

1.Введение



2. ГЛАВА1: Что собой представляет «Великая дидактика»?



3. ГЛАВА2: общая теория обучения.



4. ГЛАВА 3: Польза дидактического искусства.



5.Вывод

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Кафедра «Философия»

 

 

Реферат

 

 

 

по дисциплине «Философия» 

 

на тему: «_______________________ »

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) ___ курса

дневного  отделения

факультет_____ спец.______

группа_______

Ф.И.О.

___________________

подпись, дата

 

 

Преподаватель:

 

___________________

подпись, дата

 

 

Москва - 2010

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

1.Введение

 

2. ГЛАВА1: Что собой представляет «Великая дидактика»?

 

3. ГЛАВА2:  общая теория обучения.

 

4. ГЛАВА 3: Польза дидактического искусства.

 

5.Вывод

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение       

 

   Ян Амос Коменский1 (латинское имя Comenius) – чешский мыслитель-гуманист, один из основоположников современной педагогики, творивший в первой половине XVII века – на рубеже эпох Возрождения и Просвещения, во времена Нидерландской (1566-1609 гг.) и Английской (1640-1660 гг.) революций, Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и многочисленных европейских междоусобиц.

Он родился 28 марта 1592 года в маленьком местечке Нивница (Южная Моравия – юго-восток нынешней Чехии),2 прожил в постоянных скитаниях почти 79 лет, закончив свой жизненный путь 15 ноября 1670 года в Амстердаме.

Всю свою жизнь Ян Амос провел среди гусситов (таборитов) - членов религиозно-реформаторской «Общины моравских братьев», последователей Яна Гуса.3 В этой общине состояли еще его родители. Осиротевший в 12 лет Ян Амос, благодаря гусситам, выжил и получил университетское образование. В зрелом возрасте Коменский совмещал обязанности пастора-гусита (сначала «синьора» общины, а с 1648 года епископа) и преподавателя-ректора в школах общины.

К писательству пристрастился очень рано – уже  в 19 лет составил свою первую книгу - чешско-немецкий словарь («Клад чешского языка»). А за всю жизнь сочинил 142 книги, среди которых почти два десятка многотомников! В основном это учебники, энциклопедии-справочники и трактаты по педагогике, остальное – богословско-философские труды и духовная поэзия. Громкую прижизненную славу Коменскому принесли учебник латыни и сборник обучающих иллюстраций («Мир чувственных вещей в картинках»), неоднократно издававшиеся большими тиражами во многих европейских странах того времени.

В середине XIX века (почти через 200 лет после  смерти) о Коменском снова вспомнили, но уже как о «гениальном авторе концепции всеобщего образования-воспитания». Его книги по дидактике были переведены на все европейские языки и до сих пор пользуются огромной популярностью, особенно «Великая дидактика», заслуженно считающаяся квинтэссенцией педагогических взглядов Яна Амоса Коменского. 

 

Коменский, как истинный церковный реформатор, готов был пожертвовать всем во имя пришествия Царства Небесного (как он его понимал). А потому и образование считал не самоцелью – а лишь элементом подготовки к вечной жизни. «Настоящая жизнь, несомненно, дана затем, чтобы человек или приобрёл милость Божью, или утратил её навеки» - писал он в «Великой дидактике».

Однако, по мнению Яна Амоса, современные  ему семья, государство и официальная  церковь почти ничего не делали для  подготовки к грядущему раю: знаний прививали мало, да и те зачастую не прививали, а вколачивали насильственно, нравственность же и благочестие  не прививали вовсе. Особо острой критике в «Великой дидактике» подвергаются школы, откуда, по словам Коменского, «вместо кротких агнцев выходят дикие ослы и своенравные мулы».

Именно  поэтому Ян Амос настаивал на безотлагательном реформировании «всех дел человеческих». Правда, предложенный им семитомный проект реформирования всего и вся («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих») существенно отличался от привычных нам планов реформ. Коменский не замышлял революционных преобразований – разрушения старого до основания и построения нового на пустом месте. Он не собирался перестраивать семейные, церковные или государственные отношения согласно собственному утопическому идеалу. Он даже не предлагал наказывать и отстранять от дел нерадивых отцов семейств, церковных и светских начальников. Согласно Коменскому достаточно правильно воспитать одно поколение детей - и все остальное выправится само собой. Вот почему он выбрал не тернистый путь народного вождя и не карьеру царедворца, а скромную стезю школьного учителя, составителя учебников и книг по дидактике.

Оно и  понятно, Коменскому не по нутру все  чрезмерное, чересчур масштабное. Поэтому, даже предлагая нечто новаторское, он старался, «чтобы никому не показалось, что мы стремимся к платоновским идеям и мечтам о совершенстве, которого нет нигде, на которое, быть может, в этой жизни нельзя надеяться». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1: Что собой представляет «Великая дидактика»?

Самую фундаментальную  и знаменитую книгу Я. А. Коменского принято называть «Великая дидактика». Но это не полное название. Полное звучит так:

«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить  всех всему, или верный и тщательно  продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам  каждого христианского государства  такие школы, в которых бы все  юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия  и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для  настоящей и будущей жизни».

Как видите, в те времена умели сжать до названия полное содержание.

Меж тем  в книге 33 главы, которые трудно назвать  маленькими (в среднем более 15 страниц  каждая). Правда, читаются они очень  легко, потому что все формулировки красноречивы и вразумительны, каждый тезис многократно повторяется  и разъясняется многочисленными  примерами. По всему чувствуется, каким  превосходным учителем был Коменский  – как интересно и доходчиво  излагал он любую тему.

Свою  первую «Дидактику» (она же «Рай церкви или рай чешский») Коменский писал  по-чешски (1627-1632 гг.), но потом перевел на общеупотребительную латынь, доработал и дал ей громкое название «Великая дидактика» (1632-1638 гг.). В таком виде эта книга и была опубликована в 1657 году в составе четырехтомника избранных сочинений.

Однако  в последующем дидактически труды  Коменского целых два века оставались неизвестными широкой публике, потому что провозглашенные в них  принципы «всеобщего образования» и  «универсального развития» считались  непосильными для человеческого  рода и слишком дорогостоящими для  государства и общества. Наступившая  безвестность была такой сильной, что  Локк, Руссо и Песталоцци, много  сделавшие для развития педагогики в XVII-XVIII веках, даже не упоминали о  Коменском, а Лейбниц и Гердер хвалили его лишь походя.

Ситуация  изменилась, когда во второй четверти XIX века сенсимонисты, фурьеристы и  прочие «научные социалисты» (их еще  называют «социалистами-утопистами») принялись сочинять и активно  пропагандировать проекты общественного  устройства, предусматривающие помимо прочего поголовную образованность и всестороннее развитие личности. В этом их поддерживали многочисленные демократы всех стран. Тут-то будущий  министр просвещения Пруссии  Карл Отто Раумер и извлек из забвения «Великую дидактику» и прославил  ее в своей «Истории обучения и  воспитания» как «полноценное изложение системы всеобщего образования».

Чешские педагоги Ян Пуркина и Антон Гандели, обрадованные обнаружением столь славного земляка, тут же принялись переиздавать сочинения «апостола педагогики новой эпохи». И уже в 1849 году в самый разгар революционных волнений по всей Европе «Великая дидактика» разошлась многотысячными тиражами. С тех пор она постоянно переиздается по всему миру. В том числе в 1877 году увидел свет первый перевод на русский язык, подготовленный еще в 60-е годы XIX века.

Даже  в социалистических странах ХХ века Коменского ценили и регулярно переиздавали. Правда со значительными купюрами (сокращениями), призванными уберечь «строителей коммунизма» от религиозной и иной чуждой марксизму-ленинизму идеологии.


ГЛАВА2: общая теория обучения

 

Глава 16. Общие требования обучения и учения т.е. как учить и учиться

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и  учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

                                      Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

                                         Глава 27 О школьной дисциплине

  • «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
  • Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
  • Постоянными примерами, воспитатель, сам должен показывать пример.
  • Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

                                       9 правил искусства обучения наукам

  1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
  2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
  5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

Информация о работе Великая дидактика