Уровень притязаний и виды самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Раскрытие понятия самооценки и изучение механизма её формирования, уровня самооценки и уровня притязаний личности. Психологические тренинги для повышения уверенности в себе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие самооценки и её виды……………………………………………4
2. Механизм формирования самооценки……………………………………7
3. Уровень притязаний личности……………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………10
Приложение……………………………………………………………………...11
1 Примеры на виды самооценки…………………………………………….11
2. Тест на выявление уровня самооценки…………………………………...11
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Психология Реферат.docx

— 169.56 Кб (Скачать)

      

 

     Заключение. 

     Самооценка  и уровень притязаний, являясь  одними из основных регуляторов поведения и деятельности, оказывают огромное влияние на процесс адаптации личности в новых  условиях. Так как  в данной ситуации  человеку приходится вырабатывать новые способы поведения и деятельности, а их успешность зависит от адекватности оценки своих возможностей.

     С величиной самооценкой связаны  удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой и уровнем притязаний, способствуют ее укреплению, нормализации.

     Развитие  самосознания влияет на самооценку и  уровень притязаний, отражаясь на успешности деятельности. С возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать деятельность, соразмерять свой уровень притязаний. Чем реалистичней самооценка и уровень притязаний, тем меньше человек подвержен нервным срывам и устойчивее к стрессовым ситуациям, увереннее идет к поставленной цели. 

 

 
 
 

Приложение №1.

Приложение №2.

ШКАЛА САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

Т. ДЕМБО И С.Я. РУБИНШТЕЙН

МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН ОПИСАНИЕ

 
Ниже описанная методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

Тамара  Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье [Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры.  
Цель методики:
изучение особенностей самооценки.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с  указанием верхней, нижней точек  и середины шкалы. При этом верхняя  и нижняя точки отмечаются заметными  чертами, середина — едва заметной точкой.

Шкала имеет два полюса и середину. Шкала  – это то, что позже Дж. Келли  назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких  конструктов, так или иначе связанных  друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать. [4]

Методика  может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

ОБРАБОТКА 
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам). 
1. По каждой из шести шкал определить:

— уровень  притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

— высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

— значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать  среднюю величину каждого показателя  уровня притязаний и самооценки  по всем шести шкалам. 
 

БЛАНК 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 
1. Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Оптимальный — сравнительно высокий уровень  — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о  заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии. 
Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника. 
2. Высота самооценки

Количество  баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»  самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.

Количество  баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует  о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.  
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3. Расхождения между  уровнем притязаний  и уровнем самооценки.  
За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития. 
Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.
 
ИНСТРУКЦИЯ: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет  у сверстников;

5. умение  многое делать своими руками, умелые руки;

 6. внешность;

7. уверенность  в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя». 
Источник: Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 – 128.  

Список  литературы 

  • David G. Myers «Social Psychology», 7th ed., 2002- с.85
  • Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. – 30с.
  • Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 33 с.
  • Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 – 128.
  • Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990. – с.352
  • Сорокун П.А. С 655 Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 167с.
  • http://www.psycheya.ru/lib/psy_uod_16.html «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ»
  • http://www.liveinternet.ru/users/global-life/post66717302/ «Этапы формирования самооценки»
  • http://psi.webzone.ru/st/116900.htm «Уровень притязаний личности»
  • http://www.sunhome.ru/psychology/1847 «Самоуважение»

Информация о работе Уровень притязаний и виды самооценки