Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:40, реферат
Раскрытие понятия самооценки и изучение механизма её формирования, уровня самооценки и уровня притязаний личности. Психологические тренинги для повышения уверенности в себе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие самооценки и её виды……………………………………………4
2. Механизм формирования самооценки……………………………………7
3. Уровень притязаний личности……………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………10
Приложение……………………………………………………………………...11
1 Примеры на виды самооценки…………………………………………….11
2. Тест на выявление уровня самооценки…………………………………...11
Список литературы………………………………………………………………19
Заключение.
Самооценка и уровень притязаний, являясь одними из основных регуляторов поведения и деятельности, оказывают огромное влияние на процесс адаптации личности в новых условиях. Так как в данной ситуации человеку приходится вырабатывать новые способы поведения и деятельности, а их успешность зависит от адекватности оценки своих возможностей.
С
величиной самооценкой связаны
удовлетворенность или
Развитие
самосознания влияет на самооценку и
уровень притязаний, отражаясь на
успешности деятельности. С возрастом
самооценка становится более адекватной,
что помогает реальнее оценивать свои
возможности и в соответствии с этим планировать
деятельность, соразмерять свой уровень
притязаний. Чем реалистичней самооценка
и уровень притязаний, тем меньше человек
подвержен нервным срывам и устойчивее
к стрессовым ситуациям, увереннее идет
к поставленной цели.
Приложение №1.
Приложение №2.
ШКАЛА САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
Т. ДЕМБО И С.Я. РУБИНШТЕЙН
МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН ОПИСАНИЕ
Ниже описанная методика представляет
собой вариант известной
Тамара
Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина,
предложила использовать эту методику
для исследования представления о счастье
[Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.
– Ташкент, 1976. – С. 140-142.]. Сусанна Яковлевна
Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии,
модифицировала методику Дембо для исследования
самооценки. В 70-м году был издан ее учебник
по экспериментальным методам патопсихологии
и опыту их применения в клинике с кратким
описанием этой психодиагностической
процедуры.
Цель методики: изучение особенностей
самооценки.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать. [4]
Методика
может проводиться как
ОБРАБОТКА
Обработка проводится по шести шкалам
(первая, тренировочная — «здоровье» —
не учитывается). Каждый ответ выражается
в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии
с этим ответы получают количественную
характеристику (например, 54 мм соответствует
54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
— уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
— высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
— значение
расхождения между уровнем
2. Рассчитать
среднюю величину каждого
БЛАНК
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.
Результат
менее 60 баллов свидетельствует о
заниженном уровне притязаний, он — индикатор
неблагоприятного развития личности.
Чем ниже уровень притязаний, тем более
данный показатель свидетельствует о
неблагополучии.
Если очень низкий или очень высокий уровень
притязаний отмечен по какой-либо одной
шкале, то это может характеризовать повышенную
значимость (или декларируемое пренебрежение)
того или иного качества для школьника.
2. Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.
Количество
баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует
о завышенной самооценке и указывает
на определенные отклонения в формировании
личности. Завышенная самооценка может
подтверждать личностную незрелость,
неумение правильно оценить результаты
своей деятельности, сравнивать себя с
другими; такая самооценка может указывать
на существенные искажения в формировании
личности — «закрытости для опыта», нечувствительности
к своим ошибкам, неудачам, замечаниям
и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на
заниженную самооценку (недооценку себя)
и свидетельствует о крайнем неблагополучии
в развитии личности. Эти ученики составляют
«группу риска», их, как правило, мало.
За низкой самооценкой могут скрываться
два совершенно разных психологических
явления: подлинная неуверенность в себе
и «защитная», когда декларирование (самому
себе) собственного неумения, отсутствия
способности и тому подобного позволяет
не прилагать никаких усилий.
3.
Расхождения между
уровнем притязаний
и уровнем самооценки.
За норму здесь принимается расхождение
от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что
школьник ставит перед собой такие цели,
которые он действительно стремится достичь.
Притязания в значительной степени основываются
на оценке им своих возможностей и служат
стимулом личностного развития.
Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно
случаи полного совпадения уровня притязания
и уровня самооценки, указывают на то,
что притязания не служат стимулом личностного
развития, становления той или иной стороны
личности. Расхождение в 23 балла и более
характеризует резкий разрыв между уровнем
притязаний и уровнем самооценки. Такой
разрыв указывает на конфликт между тем,
к чему школьник стремится, и тем, что он
считает для себя возможным. Дифференцированность
уровня притязаний и самооценки. Оценка
дифференцированности, т.е. расхождения
в высоте уровня притязаний и самооценки
по разным шкалам у одного испытуемого
зависит от того, при какой средней высоте
самооценки наблюдается та или иная степень
дифференцированности.
ИНСТРУКЦИЯ:
«Любой человек оценивает свои способности,
возможности, характер и др. Уровень развития
каждого качества, стороны человеческой
личности можно условно изобразить вертикальной
линией, нижняя точка которой будет символизировать
самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее.
Вам предлагаются семь таких линий. Они
обозначают:
1. здоровье;
2. ум, способности;
3. характер;
4. авторитет у сверстников;
5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
6. внешность;
7. уверенность в себе.
На каждой
линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете
развитие у себя этого качества, стороны
вашей личности в данный момент времени.
После этого крестиком (х) отметьте, при
каком уровне развития этих качеств, сторон
вы были бы удовлетворены собой или почувствовали
гордость за себя».
Источник:
Прихожан А.М. Применение методов прямого
оценивания в работе школьного психолога
/ Научно-методические основы использования
в школьной психологической службе конкретных
психодиагностических методик: Сб. научн.
тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и
др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 – 128.
Список
литературы