Управление социальным развитием персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

В практической деятельности в сфере управления кадрами организации под развитием понимают обучение персонала. Развитие является ведущим фактором системы образования человека, персонала организации наравне с обучением и воспитанием.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.36 Кб (Скачать)

2) «Нас всех» - это когда руководитель пытается подключить к обучению весь персонал. Как правило, выбирается тренинг, в равной степени важный для всех, вроде «делового общения» или «разрешения конфликтов». Но вопрос применения новых знаний не ставится - все увлечены самим фактом начала тренингов.

3) «Понемногу». Компания еще не полностью осознала потребность в обучении, но уже стремится выглядеть в этом плане цивилизованно и заказывает у самых авторитетных обучающих фирм модную тему для избранной категории сотрудников. Например, проводится обучение управлению временем или коучингу. Участники группы наслаждаются ощущением исключительности, остальные - демотивированы, так как о критериях отбора на тренинг в компании не говорят.

4)«Чему-нибудь» - примерно так звучит запрос организации, впервые нанявшей на работу бизнес-тренера, но пока не знающей, что с ним делать. Часто он выбирает темы, наиболее интересные ему самому. Тренером почти всегда недовольны, так как ожидания во многом не определены, а где-то завышены, - и выходит «как-нибудь». Единственный плюс - персонал приучается тратить личное время на участие в тренингах.

Чтобы избежать этих ошибок, обучение персонала нужно рассматривать  с точки зрения ожидаемого результата. Учить нужно всех, но разному, поэтому планирование обучения должно быть связано с процессом оценки персонала. Кроме того, важно решить, кому доверить сотрудников - внутреннему бизнес-тренеру или тренинговой компании.

Новые знания не обязательно  нужно искать на стороне, у профессиональных тренеров. Внедрив принцип перекрестного  обучения, компания получит их от собственных  сотрудников. Дважды в год заместитель  управляющего директора рекламного агентства BBD Group Макс Такер превращается для своих подчиненных из начальника в преподавателя. Свой тренинг PresentationSkills он проводит уже три года, полагая, что эти инструменты помогут подчиненным работать лучше. «Я надеюсь, те, кто побывал на моем тренинге, усвоят навыки и будут по возможности их использовать», - говорит Макс Такер.

Получать новые знания сегодня можно где угодно. К  услугам предприятий - вузы и бизнес-школы, тренинговые компании, консультанты и внутренние тренеры. Но есть еще один важный источник информации - сами сотрудники, и этот капитал не стоит недооценивать. Многие компании уже берут на вооружение принцип перекрестного обучения, когда в роли преподавателя выступает непрофессиональный лектор - коллега или руководитель.

Как и любой метод передачи знаний, перекрестное обучение имеет  свои плюсы и минусы. Минусы очевидны: «самодеятельным» лекторам часто не хватает преподавательских навыков, а также времени на проведение тренингов. Но плюсов, пожалуй, больше. «Свой» преподаватель передает коллегам знания, полученные на внешнем тренинге, или собственный уникальный опыт, как это делает Макс Такер. Тренер по продажам Дмитрий Норка считает большим преимуществом то, что в этом случае аудитория получает секрет вполне конкретного успеха, такое обучение сплачивает коллектив. Кроме того, преподаватель видит, какие результаты приносят его усилия.

Плюсом перекрестного  обучения является и то, что его  можно организовать практически  в любой компании и передавать любую полезную информацию. «Этим  летом начался бум приватизации дачных участков, - вспоминает юрист  небольшой производственной фирмы. - И ко мне стали обращаться за советом: стоит ли спешить с приватизацией  или можно подождать. После того как подобной беседой был испорчен мой четвертый подряд обеденный  перерыв, я пошел к руководству  и предложил провести общий семинар  на эту тему. Собрание закончилось  поздно вечером, но теперь меня не дергают  каждую свободную минуту».

Наконец, взаимное обучение - это неиссякаемый источник новых  идей. Например, сотрудники одного маркетингового агентства собираются раз в неделю и специально рассказывают друг другу, что нового узнали, прочитали, какой  интересный фильм посмотрели. Это  обсуждение наводит людей на новые  креативные идеи и в дальнейшем используется в работе с клиентами. Так при  грамотной организации перекрестное обучение может стать первым шагом на пути формирования в компании knowledgemanagement - системы управления знаниями.

С помощью перекрестного  обучения компания может решить несколько  стратегических задач. Во-первых, в  ряде случаев это вообще единственный способ донести до персонала профессиональные знания. К примеру, Дмитрий Норка  в середине 1990-х годов занимался  оптовой торговлей и был вынужден сам обучать своих торговых представителей искусству поиска покупателей. Он опирался на книги Филипа Котлера и Дейла Карнеги и, естественно, на собственный опыт. Сейчас на рынке нет дефицита тренеров по продажам, но найти преподавателя по узкопрофильным дисциплинам, когда речь идет о специфической продукции - технике, стройматериалах и т.п., крайне трудно. Скажем, «IKEA Бизнес-колледж» тоже делает ставку на собственных сотрудников. Товары IKEA одинаковы во всем мире, но в каждой стране декораторы создают в торговых залах оригинальные интерьеры, учитывая среднестатистические размеры комнат. Оформление торгового зала начинается с рисунка, и именно от этого наброска зависит конечный результат. Поэтому декоратор Ольга Иванина, помимо выполнения основной работы, обучает менее опытных коллег и проводит для них специальные занятия по технике наброска. Весной Ольга прочитала три лекции, в течение осени ей предстоит провести еще семь занятий. «Когда предмет читает один человек, можно быть уверенным, что всем магазинам прочитана одна и та же программа и что знания получены в одинаковом объеме», - считает Ольга Иванина. Во-вторых, перекрестное обучение позволяет существенно сэкономить деньги. Традиционная практика - послать на курсы или семинар одного человека, который потом делится знаниями со всеми остальными. Например, руководство сети салонов красоты «Аида» время от времени посылает ведущих стилистов компании в Лондон на мастер-классы признанных грандов. Вернувшись, сотрудник демонстрирует коллегам новые приемы стрижки.

Перекрестное обучение не только экономит бюджет. Так, менеджеры BBD Group периодически ездят на обучение в университет BBD в Испанию, а затем обмениваются опытом с коллегами. Это достаточно эффективно, ведь гарантированный способ усвоить материал - попытаться научить других. «Метод «уча, учимся» эффективен для карьерного роста сотрудника уверены они.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы профессионального обучения персонала

 

 

Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут  быть разделены на две большие  группы - обучение непосредственно  на рабочем месте и обучение вне  рабочего места.

1. Методы обучения на  рабочем месте

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Данный тип обучения выполняется  на непрерывной основе. Направления  обучения не ограничены и могут быть вызваны необходимостью изучения новых  моделей или опций, новыми технологиями, усовершенствованиями рабочего процесса, освоением новых операций или  специальностей. Обучение осуществляется на месте расположения рабочего места, отдела либо на месте стажировки.

Все новые работники должны проходить теоретическое и практическое, если в этом есть необходимость, обучение (в том числе технику безопасности). На данном тренинге работники получают общую информацию о компании, ее целях, политике, методах и подходах и т.д. Это помогает успешной интеграции работника в коллектив, понять «правила игры».

Однако обучение на рабочем  месте обычно бывает узко специальным, не дает возможность работнику абстрагироваться от сегодняшней ситуации и выйти за рамки обычного поведения, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных навыков. Для этих целей более эффективными являются программы обучения вне рабочего места.

2. Обучение вне рабочего  места

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано  с дополнительными финансовыми  затратами и отвлечением работника  от его служебных обязанностей. При  этом сознательно меняется среда, работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий тренинга (деловые игры, производственные ситуации).

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов  профессионального обучения. В ходе лекции, представляющей собой монолог  инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения  большого объема учебного материала  в короткий срок. Позволяет развить  множество новых идей в течение  одного занятия, сделать необходимые  акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения. Поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями  и даже тысячами слушателей (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана  с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего - лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и  самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует  обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала  и не может внести коррективы в  ход обучения.

Рассмотрение практических ситуаций позволяет в определенной степени преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и  т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое  обсуждение конкретных ситуаций, которые  могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Для успешного  использования метода практических ситуаций от участников требуется определенный уровень профессионализма и теоретических  знаний, которые должны быть развиты  на рабочем месте или с помощью  других методов обучения.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий  к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда  и так как ему удобно. Организации  могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных  вспомогательных средств - аудио  и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность  занятия, т.е. контролировать важные параметры  процесса обучения, являющиеся заданными  при других методах. В тоже время, индивидуальный характер лишает самостоятельное  обучение одного из важнейших условий  эффективности - обратной связи - обучающийся  предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа  приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.

В отличие от традиционных методов профессионального обучения при компьютеризированном обучении основные издержки связаны с разработкой, а не с реализацией программ обучения. Однако после того, как программа разработана, обучение практически ничего не стоит организации, т.к. для ее использования не нужно ни инструкторов, ни помещений, ни учебных материалов. Поэтому при большом числе обучающихсякомпьютеризированные программы становятся экономически очень выгодными.

  1. Методы управления социальным развитием персонала

 

 

Рынок, формируя новую реальность, по-своему влияет на структуру промышленных, научных, сбытовых и других организаций, формирует их социальные приоритеты. На примере сегодняшней Украины  это отчетливо видно.

Рынок рождает новый менталитет социальных образований людей.постоянное производство и воспроизводство системы социальных отношений, которые и составляют трудовой коллектив как социальное образование, их адаптация к непрерывно меняющейся обстановке требуют управления.

В системе управления социальным развитием трудовых коллективов  многократно возрастает роль и место  как экономических, социально-организационных, так и мотивационных методов  управления. А упорядочивают, организуют работу механизмов управления принципы социального развития коллектива, которые  формируются посредством деятельности руководителей и руководимых  ими социальных образований.

В структуре управления развитием  трудового коллектива методам принадлежит  особая роль.

Методы управления - это  определенные нормы, правила, способы, приемы практического воздействия  на объект управления. Метод - своеобразный способ достижения желаемых результатов.

Но прежде, чем возникнет  метод или система методов  управления, субъект управления обязан исследовать управляемый объект, в данном случае - персонал, познать  связи и отношения, которые движут его развитием и на основе этого  сформулировать нормы, правила, приемы, технологии предстоящих преобразований.

Каждый руководитель коллектива ощущает потребность в использовании  методов управления. Но не каждый в  силу особенностей своей научной  подготовки, социального опыта может самостоятельно их сформулировать, представить в качестве системы. Однако потребности практики управления требуют от субъектов управления овладения открытыми и описанными методами, проверки и обогащения их социальной практикой.

Методы управления социальным развитием трудовых коллективов, как  правило, предстают как система  экономических, правовых, административных, нравственных, психологических, социально-организационных, инновационных способов, приемов, операций, которые способствуют совершенствованию, развитию активности составляющих коллектив  людей.

В каждом трудовом коллективе и у каждого руководителя в  зависимости от уровня развития коллектива и решаемых ими задач, осуществления  поставленных целей складывается своя система методов управления. Они  могут быть методами прямого и  косвенного воздействия, носить формальный и неформальный характер. Но они  всегда должны работать на достижение главного - развитие творческого потенциала коллектива и составляющих его людей, реализацию принципов гуманизма  и социальной справедливости. Причем последнее, как показывает анализ концепций  социального менеджмента, приобретает  массовый характер. «Сегодня решающим условием в использовании возможностей человеческого фактора становятся моральные стимулы, возможности  раскрытия творческого потенциала работника… Обычным явлением стала  публикация в заводской печати информации о лучших работниках, ветеранах фирмы… Широко распространена практика обедов руководства фирмы с лучшими  работниками и членами их семей. В некоторых фирмах практикуется организация туристических поездок  в зарубежные страны отличившихся работников, вручение им символических подарков».

Информация о работе Управление социальным развитием персонала предприятия