Уникальность жизненного пути человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась с точки зрения "жизненного пути" – субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность.

Содержание

Введение
1. Проблема жизненного пути в психологической науке…………………3
1.1 Самореализация и самоактуализация………………………………….6
2. Жизненные планы и жизненный сценарий………………………………7
2.1 Жизненные стратегии……………………………………………………9
3. Современные мнения о жизненном пути………………………………..12
4.Заключение………………………………………………………………….13
5.Список используемой литературы……………………………………….15

Работа содержит 1 файл

уникальность.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Московский Государственный Технический Университет

     «МАМИ» 
 
 

     Кафедра « Философия и психология» 
 
 

     Реферат по дисциплине «Психология и педагогика»  на тему:

     « Уникальность жизненного пути человека» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка гр. 5-ЭФМе-2

     Урусова Ю.Е.

     Преподаватель: д.ф.н, к.п.н., профессор

     Ивлева  М.Л. 
 
 

       
 

Москва 2011 

Содержание 

Введение

1. Проблема жизненного пути в психологической науке…………………3

1.1 Самореализация и самоактуализация………………………………….6

2. Жизненные планы и жизненный сценарий………………………………7

2.1 Жизненные стратегии……………………………………………………9

3. Современные мнения о жизненном пути………………………………..12

4.Заключение………………………………………………………………….13

5.Список используемой литературы……………………………………….15 

 

      Введение 

     Тема  моего реферата «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что  касается каждого. Данная работа состоит  из двух частей. В первой части я  хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.

     Проблема  психологического времени человека практически всегда рассматривалась с точки зрения "жизненного пути" – субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. В чем же заключается уникальность жизненного пути? Почему разделяются мнения: кто-то верит в судьбу, кто-то прокладывает свой жизненный путь сам, не надеясь ни на кого? На эти вопросы я постараюсь ответить в реферате. 

 

       1. Проблема жизненного пути в психологической науке 

     Проблема  понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной  как в психологии личности, так  и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей  личности дает основание к пониманию  не только поведения человека, но его  самосознания.

     Жизненный путь личности – индивидуальная история  личности, которая складывается под  влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием  самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает  своему жизненному пути.

     Проблема  жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные  исследованию структуры личности, выявлению  движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

     Осознание необходимости обсуждения в психологических  кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений  о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться  двояко: и как объект, и как  субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию  условий, событий жизни, находится  под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует  свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

     Обсуждение  проблемы жизненного пути личности ведется  с помощью целого ряда понятий: жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, жизненная перспектива, психологическая перспектива, личностная перспектива, жизненные задачи, пространство и время жизни, инициатива и ответственность, стиль жизни, жизненный план, сценарий жизни.

     Рассмотрим  определения этих понятий. Жизненный  путь - процесс развития человека в  качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция  жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

     Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.

     Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события  и оправдывающем человеческое существование.

     Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств  и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

     Психологическая перспектива - когнитивная способность  предвидеть будущее.

     Личностная  перспектива - готовность к будущему в настоящем.

     Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных  событиях.

     Пространство  и время жизни - психологические  характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается  как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его  регуляции.

     Инициатива - своевременная формулировка жизненных  задач и включенность личности в  процесс их выполнения.

     Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

     Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и  способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума  и обеспечивающая постоянство его  поведения.

     Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или  неосознанно) осуществляются самой  личностью благодаря наличию  у нее права на этот выбор. 

     1.1 Самореализация и самоактуализация 

     Уточним соотношение между понятиями  самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) — это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) — имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus — поступок), имеющую вещественный результат.

     Понятие «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую  деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины  мира и жизненного плана, осознании  результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

     Самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность, избирающая свой жизненный путь самостоятельно.

     Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи.

     Самоактуализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность — это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение.  

     2. Жизненные планы и жизненный сценарий 

     Структурным воплощением жизненного процесса и  его позитивной части - жизненной  перспективы - становится жизненный  план, который представляет собой  стратегию жизни. Совокупность жизненных  тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два  подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его  планирования и сценарного воплощения.

     Согласно  первому подходу, представленному  работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений  ребенка о целях и структуре  жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек  сам определяет свое отношение к  жизни, гармонично или дисгармонично  связывая между собой трагедию, драму  и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих  чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения  человека к типичным ситуациям жизни.

     Второй  подход (Альфред Адлер, Карл Рэнсом Роджерс, Эрик Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

     На  выбор жизненного сценария влияет целый  ряд факторов, которые обсуждаются  в рамках этого подхода. Такими факторами  являются порядок рождения ребенка  в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки  или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и тому подобное.

     Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые  соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в  детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком  для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

     Основными составляющими сценария являются:

  • герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
  • антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
  • идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;
  • сюжет - модель событий;
  • другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
  • свод нравственных правил.

     Личность  способна выбирать разные сценарии или  модели поведения. Одни из них могут  способствовать успеху, другие - приводить  к неудаче, но все они позволяют  ребенку и взрослому структурировать  жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность  достижения жизненной цели.

     В соответствии с теоретическими и  эмпирическими исследованиями жизненных  планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника". 

2.1 Жизненные стратегии 

     Жизненный путь – проблема очень многозначная. По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность человеческого существования заключается  в том, что человек не просто живет, увлекаемый заключенными в нем силами, и прилагает усилия, чтобы выстроить  свою жизнь. Он способен относиться, занять оценочную позицию к жизни  вообще и к своей, в особенности. Он способен распоряжаться ею и даже – что уже совсем немыслимо в остальной природе – по своей воле уйти из жизни. Таким образом, Л.И.Анцыферова рассматривает жизнь человека как развернутую во времени систему выборов. В основе этой системы лежит базальный выбор – между жизнью и смертью. Каждому человеку на протяжении жизни приходится делать много экзистенциальных, то есть касающихся самой сущности своего существования выборов. Вся жизнь человека представляет собой цепь переходов из одного жизненного мира в другой. Он попадает в новые системы социально-психологических связей, в непривычные обстоятельства, из материала которых он должен создать свой новый уникальный жизненный мир и овладеть новыми способами жизни.

Информация о работе Уникальность жизненного пути человека