Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:18, реферат
Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась с точки зрения "жизненного пути" – субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность.
Введение
1. Проблема жизненного пути в психологической науке…………………3
1.1 Самореализация и самоактуализация………………………………….6
2. Жизненные планы и жизненный сценарий………………………………7
2.1 Жизненные стратегии……………………………………………………9
3. Современные мнения о жизненном пути………………………………..12
4.Заключение………………………………………………………………….13
5.Список используемой литературы……………………………………….15
Федеральное агентство по образованию
Московский Государственный Технический Университет
«МАМИ»
Кафедра
« Философия и психология»
Реферат по дисциплине «Психология и педагогика» на тему:
«
Уникальность жизненного пути человека»
Выполнила: студентка гр. 5-ЭФМе-2
Урусова Ю.Е.
Преподаватель: д.ф.н, к.п.н., профессор
Ивлева
М.Л.
Москва
2011
Содержание
Введение
1. Проблема жизненного пути в психологической науке…………………3
1.1 Самореализация
и самоактуализация………………………………….
2. Жизненные планы и жизненный сценарий………………………………7
2.1 Жизненные стратегии……………………………………………………9
3. Современные мнения о жизненном пути………………………………..12
4.Заключение………………………………………………
5.Список
используемой литературы……………………………………….15
Введение
Тема моего реферата «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.
Проблема
психологического времени человека
практически всегда рассматривалась
с точки зрения "жизненного пути"
– субъективной событийной концентрации
тех или иных его этапов, переживания определенных
периодов развития, осознания преодоления
тех или иных социальных препятствий и
т.п. Акцент ставился на осознании событий,
объективно происходящих или же оцениваемых
как таковые. Это было именно представление
о "времени своей жизни". Жизненный
путь, соответственно, не сводится к его
биографии, поскольку история жизни человека
откладывается не только в события или
поступки, но и во внутренние психические
структуры, изменяющие саму личность.
В чем же заключается уникальность жизненного
пути? Почему разделяются мнения: кто-то
верит в судьбу, кто-то прокладывает свой
жизненный путь сам, не надеясь ни на кого?
На эти вопросы я постараюсь ответить
в реферате.
1. Проблема жизненного
пути в психологической
науке
Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания.
Жизненный путь личности – индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути.
Проблема
жизненного пути человека была сформулирована
в психологии в целях наиболее
полного и адекватного
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, жизненная перспектива, психологическая перспектива, личностная перспектива, жизненные задачи, пространство и время жизни, инициатива и ответственность, стиль жизни, жизненный план, сценарий жизни.
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная
цель - представление об основном результате
(результатах) или событии (событиях),
которые должны произойти в жизни,
интегрирующем все частные
Жизненная
перспектива - совокупность обстоятельств
и условий жизни, которые обеспечивают
эффективность личностного
Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль
жизни - уникальная конфигурация личностных
черт, мотивов, когнитивных стилей и
способов приспособления к реальности,
характерная для поведения
Современные
психологические исследования показывают,
что выбор и планирование индивидуальной
стратегии жизни (осознанно или
неосознанно) осуществляются самой
личностью благодаря наличию
у нее права на этот выбор.
1.1
Самореализация и самоактуализация
Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) — это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) — имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus — поступок), имеющую вещественный результат.
Понятие «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).
Самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность, избирающая свой жизненный путь самостоятельно.
Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи.
Самоактуализация
— это действия, направленные на удовлетворение
потребностей. Потребность — это состояние
дефицита, мотивирующее человека на его
пополнение, удовлетворение.
2.
Жизненные планы и жизненный
сценарий
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно
первому подходу, представленному
работами отечественных авторов (С.
Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.),
личность осознанно выбирает и регулирует
процесс жизни. Подчеркивается роль
родителей в формировании представлений
ребенка о целях и структуре
жизненного пути. В конечном итоге,
по выражению С. Л. Рубинштейна, человек
сам определяет свое отношение к
жизни, гармонично или дисгармонично
связывая между собой трагедию, драму
и комедию. Он полагает, что только
определенные соотношения этих мировоззренческих
чувств этически оправданы, приемлемы,
закономерны как выражение
Второй подход (Альфред Адлер, Карл Рэнсом Роджерс, Эрик Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и тому подобное.
Жизненный
план формируется на основе ранних
жизненных событий, впечатлений, которые
соотносятся с каким-либо знакомым
ребенку сценарием, заимствованным
из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды,
картины. Сценарий запускается в
детском возрасте. В подростковый
период он проходит стадию доработки,
приобретает определенную структуру.
Позднее он используется взрослым человеком
для структурирования жизненного пространства,
оптимального взаимодействия с окружающим
миром и прогнозирования
Основными составляющими сценария являются:
Личность
способна выбирать разные сценарии или
модели поведения. Одни из них могут
способствовать успеху, другие - приводить
к неудаче, но все они позволяют
ребенку и взрослому
В
соответствии с теоретическими и
эмпирическими исследованиями жизненных
планов разрабатываются
2.1
Жизненные стратегии
Жизненный
путь – проблема очень многозначная.
По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность
человеческого существования