Умения, навыки, привычки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.
Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
1 УМЕНИЯ…………………………………………………………………………………………5
2 НАВЫКИ…………………………………………………………………………………………7
2.1 Виды навыков………………………………………………………………………………….9
2.2 Роль упражнения в выработке навыков……………………………………………………..10
2.3 Взаимодействие навыков……………………………………………………………………..11
3 ПРИВЫЧКИ……………………………………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 35.77 Кб (Скачать)

В создании положительного отношения к выработанному  навыку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровождающееся положительной оценкой, вызывает желание совершенствовать навык.

Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где  оценивался результат каждого упражнения, навык вырабатывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не проводились.

Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык  достиг желаемого уровня совершенства...

 

 2.3  Взаимодействие навыков

Когда человек  овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система  навыков, причем новые навыки накладываются  на ранее сложившиеся, которые оказывают  положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков  на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах  навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выполнять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное  влияние формируемых навыков  на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция — такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Навык беглого  чтения мешает учителю русского языка  видеть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано  с иррадиацией возбуждения по коре мозга, а ее исчезновение — с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нервной системе.

При выработке новых навыков происходит их перенос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: «А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная». Так учащиеся упражняются в сознательном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

 

3  ПРИВЫЧКИ

По механизму  образования с навыками тесно  связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспитании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отмечал, что необходимо воспитывать правильные привычки поведения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.

Если  навык, как правило, формируется  путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без  особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и  тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные  или отрицательные привычки.

Навык позволяет  мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в отличие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

Привычки  возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу  закреплялись полезные привычки, оказывающие  положительное влияние на личность.

Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Таким образом, навыки и привычки представляют собой  фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше  время, динамичное и противоречивое, время стремительной научно-технической  революции, характеризуется прогрессирующим  изменением условий жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности  нервно-психической деятельности человека. Уже сегодня от него требуется  небывало высокий уровень психической  пластичности и адаптивности. До сих  пор человек в известных пределах сравнительно свободно приспосабливался к меняющимся условиям жизни. Не уменьшились  его внутренние резервы и сегодня. Известно, что в связи с этим в порядок дня выдвигается  весьма оптимистическая проблема третьего периода жизни—«активной старости», охватывающей возрастной период от 60 до 70—80 лет. В этом плане психология активности также может способствовать сохранению долголетия и полноценного здоровья.

Современное состояние знаний позволяет дать строго научное объяснение эмпирически  установленным психологическим  явлениям. Понимание же смысла и  механизмов психологических методов  повышает степень их действенности, так как в этом случае проявляется  мощная стимулирующая роль сознания.

Круг  задач, стоящих перед психологией  активности, должен, в частности, включать:

  • понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
  • понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;
  • овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей;
  • выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;
  • рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
  • понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека.

Нравственность  — важнейшее условие полноценного физического и психического здоровья, жизненной устойчивости. Лишенный нравственности человек лишается и основных рычагов  для осуществления процесса самосовершенствования. Полностью отдавая себе отчет  в том, что он собой представляет, он не рассчитывает на участие социальной среды в своей судьбе. Таким  образом, в этом случае оказываются  выключенными, незадействованными высшие механизмы психической регуляции  и защиты личности.

Интеллектуальные  психические и физические резервы  организма чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование в повседневной жизни  человека — задача, которую надо решать уже сегодня.

Для этого  важно с учетом своеобразия законов  функционирования организма научиться  систематически повышать уровень его  резервов и целесообразно использовать их в соответствующих случаях. Главное  условие, которое требуется для  этого — изначальная активная позиция самого человека, рассматривающего свои психические физические возможности как продукт своего собственного труда, своих внутренних сознательных усилий. И не существует на пути самосовершенствования личности — при наличии соответствующих социальных условий — иных препятствий, кроме тех, которые создает себе она сама.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 г. – 564с.

3. Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987 г. – 286 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977 г. – 304 с.

5. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969 г.- 376 с.

6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.– 448 с.

7. Практическая психология: Учебник./Под. ред. акад. М.К. Тутушкиной. – М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 1997 г. – 336с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2001 г. – 672 с.

9. Суворова Р.А, Психология деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2003 г.. – 406 с.

 


Информация о работе Умения, навыки, привычки