Автор: Илья Ильин, 06 Октября 2010 в 19:45, доклад
В процессе аргументации и критики могут совершаться ошибки двух типов:
умышленные и неумышленные. Умышленные ошибки называются софизмами, а лица,
совершающие такие ошибки, - софистами. Софизмами называются и сами
рассуждения, в которых содержаться умышленные ошибки. Название софизм
происходит от греч. σοφισμα – хитрая
уловка, выдумка.
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят обычно
облегчить спор для себя или затруднить спор для противника.
В Древней Греции были софисты, которые за плату обучали искусству побеждать в
споре, о чем бы спор ни шел, искусству сделать слабый довод сильным, а
сильный, если этот довод противника, - слабым. Они учили спорить о том, чего
не понимаешь. Таким учителем был, например, философ Протагор. О нем идет речь
в известном софизме Эватла.
Эватл обучался у Протагора искусству спора. По соглашению между учителем и
учеником Эватл должен был оплатить свое обучение после первого выигранного им
судебного процесса.
УЛОВКИ В СПОРЕ
В процессе аргументации и критики могут совершаться ошибки двух типов:
умышленные и неумышленные. Умышленные ошибки называются софизмами, а лица,
совершающие такие ошибки, - софистами. Софизмами называются и сами
рассуждения, в которых содержаться умышленные ошибки. Название софизм
происходит от греч. σοφισμα – хитрая
уловка, выдумка.
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят обычно
облегчить спор для себя или затруднить спор для противника.
В Древней Греции были софисты, которые за плату обучали искусству побеждать в
споре, о чем бы спор ни шел, искусству сделать слабый довод сильным, а
сильный, если этот довод противника, - слабым. Они учили спорить о том, чего
не понимаешь. Таким учителем был, например, философ Протагор. О нем идет речь
в известном софизме Эватла.
Эватл обучался у Протагора искусству спора. По соглашению между учителем и
учеником Эватл должен был оплатить свое обучение после первого выигранного им
судебного процесса. После окончания обучения прошел год. В течение этого года
Эватл не участвовал в судебных процессах. Протагор стал проявлять нетерпение.
Он предложил Эватлу внести плату за обучение. Эватл отказался. Тогда Протагор
сказал: «Если ты не внесешь плату, тоя обращусь в суд. Если суд вынесет
решение, что ты должен платить, то ты оплатишь обучение по решению суда. Если
суд вынесет решение «не платить», то ты выиграешь свой первый процесс и
оплатишь обучение по договору». Поскольку Эватл уже овладел искусством спора,
он так возразил Протагору: «Ты не прав, учитель. Если суд вынесет решение «не
платить», то я не буду платить по решению суда. Если же вынесет решение
«платить», то я проигрываю процесс, и не буду платить по договору».
Кто же прав? Иногда говорят, что и Протагор прав, и Эватл прав. Такой ответ
на поставленный вопрос напоминает историю о деревенском мудреце.
«К
мудрецу пришел пожилой
Крестьянин изложил суть спора и спросил: «Кто прав?»
Мудрец ответил: «Ты прав».
Через некоторое время к мудрецу пришел второй из споривших. Он тоже рассказал
о споре и спросил: «Кто прав?»
Мудрец ответил: «Ты прав».
«Как же так? – спросила мудреца жена. – Тот прав и другой прав?»
«И ты права, жена,» – ответил ей мудрец».
Неумышленные ошибки совершаются из-за низкой культуры мышления, из-за
поспешности и по некоторым другим причинам. Они называются паралогизмами
(греч.
παραλογισμόζ –
неправильное рассуждение).
Недопущению ошибок в аргументациях и критике способствует соблюдение
специальных правил.