Уловки в споре

Автор: Илья Ильин, 06 Октября 2010 в 19:45, доклад

Описание работы

В процессе аргументации и критики могут совершаться ошибки двух типов:
умышленные и неумышленные. Умышленные ошибки называются софизмами, а лица,
совершающие такие ошибки, - софистами. Софизмами называются и сами
рассуждения, в которых содержаться умышленные ошибки. Название софизм
происходит от греч. σοφισμα – хитрая
уловка, выдумка.
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят обычно
облегчить спор для себя или затруднить спор для противника.
В Древней Греции были софисты, которые за плату обучали искусству побеждать в
споре, о чем бы спор ни шел, искусству сделать слабый довод сильным, а
сильный, если этот довод противника, - слабым. Они учили спорить о том, чего
не понимаешь. Таким учителем был, например, философ Протагор. О нем идет речь
в известном софизме Эватла.
Эватл обучался у Протагора искусству спора. По соглашению между учителем и
учеником Эватл должен был оплатить свое обучение после первого выигранного им
судебного процесса.

Работа содержит 1 файл

деловое общение Microsoft Word.doc

— 25.00 Кб (Скачать)

УЛОВКИ В СПОРЕ 

В процессе аргументации   и критики могут совершаться  ошибки двух типов:

умышленные и  неумышленные.  Умышленные ошибки называются софизмами, а лица,

совершающие такие  ошибки, - софистами. Софизмами называются и сами

рассуждения, в  которых содержаться умышленные ошибки. Название софизм

происходит от греч. σοφισμα – хитрая

уловка, выдумка.

Уловкой в споре  называется всякий прием,  с помощью  которого хотят обычно

облегчить спор для себя или затруднить спор для  противника.

В Древней Греции были софисты, которые за плату обучали искусству побеждать в

споре, о чем  бы спор ни шел, искусству сделать  слабый довод сильным, а

сильный, если этот довод противника, - слабым. Они учили  спорить о том, чего

не понимаешь. Таким учителем был, например, философ  Протагор. О нем идет речь

в известном  софизме Эватла.

Эватл обучался у Протагора искусству спора. По соглашению между учителем и

учеником Эватл  должен был оплатить свое обучение после первого выигранного им

судебного процесса. После окончания обучения прошел год. В течение этого года

Эватл не участвовал в судебных процессах. Протагор стал проявлять нетерпение.

Он предложил  Эватлу внести плату за обучение. Эватл  отказался. Тогда Протагор

сказал: «Если  ты не внесешь плату, тоя обращусь в суд. Если суд вынесет

решение, что  ты должен платить, то ты оплатишь обучение по решению суда. Если

суд вынесет  решение «не платить», то ты выиграешь  свой первый процесс и

оплатишь обучение по договору». Поскольку Эватл уже  овладел искусством спора,

он так возразил Протагору: «Ты не прав, учитель. Если суд вынесет решение «не

платить», то я  не буду платить по решению суда. Если же вынесет решение

«платить», то я  проигрываю процесс, и не буду платить  по договору».

Кто же прав? Иногда говорят, что и Протагор прав, и Эватл прав. Такой ответ

на поставленный вопрос напоминает историю о деревенском  мудреце.

     «К  мудрецу пришел пожилой крестьянин  и сказал: «Я поспорил со своим  соседом».

Крестьянин изложил  суть спора и спросил: «Кто прав?»

     Мудрец  ответил: «Ты прав».

     Через  некоторое время к мудрецу  пришел второй из споривших.  Он тоже рассказал

о споре и  спросил: «Кто прав?»

     Мудрец  ответил: «Ты прав».

     «Как  же так? – спросила мудреца  жена. – Тот прав и другой  прав?»

     «И  ты права, жена,» – ответил ей мудрец».

Неумышленные  ошибки совершаются из-за низкой культуры мышления, из-за

поспешности и  по некоторым другим причинам. Они  называются паралогизмами

(греч.

παραλογισμόζ  –

неправильное  рассуждение).

Недопущению ошибок в аргументациях и критике  способствует соблюдение

специальных правил.

Информация о работе Уловки в споре