Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:46, контрольная работа
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Введение 3
1. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия …………………..4
1.1 Ощущения как первичная форма познания окружающего мира 4
1.2. Восприятие как совокупность ощущений 8
2. Методы диагностики ощущений и восприятия …………………………….13
3.Учет свойств ощущений и восприятия в работе сотрудника ОВД
с людьми………………………………………………………………….16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло.
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов[.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием.Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.
Сходство ощущений и восприятий заключается в том, что
-во-первых - оба они познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир;
-во-вторых - это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
2. Методы диагностики ощущений и восприятия
Существую различные методики позволяющие оценивать ощущение и восприятие человека с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность человека формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Существуют различные методы диагностики ощущений и восприятия6
1.
Бланковые методики –
Эти методики просты для разработки, использования
и обработки результатов.
2. Опросные
методики – занимают второе место по частоте
применения. В них испытуемому задают
устные вопросы, отмечают и обрабатывают
его ответы.
Недостатки:
* субъективность, которая проявляется
как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации
ответов на них;
* эти методики трудно стандартизировать,
а следовательно, добиться высокой надежности
и сравнимости результатов.
3. Рисуночные
психодиагностические методики – используют
созданные испытуемым рисунки, которые
могут иметь тематический или спонтанный
характер. Иногда используется прием интерпретации
испытуемым готовых изображений.
4. Проективные
методики – в свою очередь могут быть
бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются
все чаще, т. к. методики этой группы наиболее
валидные и информативные.
5. Объективно–
манипуляционные методики – в которых
решаемые испытуемыми задачи предлагаются
им в форме реальных предметов, с которыми
предстоит нечто сделать – собрать, изготовить,
разобрать и т. п.
6.Тесты
и тестирование
Тесты – стандартизированные методики
психодиагностики, позволяющие получить
сопоставимые количественные и качественные
показатели степени развитости изучаемых
свойств.
Стандартизированность
методики – т. е. она должна применяться
всегда и везде одинаковым образом, от
начала ситуации до способа интерпретации
результатов.
Сопоставимость
– т. е. оценки, получаемые при помощи теста
можно сравнивать друг с другом независимо
от того, где, когда и кем они были получены.
Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных
значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры испособы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способахоценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, какэто лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.
В современной психологии применяется немало различныхметодов психодиагностики, однако далеко не все из- них можноназвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относится только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т.е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых — получение достоверных знаний.
Методы диагностики восприятия и ощущений человека:Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?» Методы диагностики внимания: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки». Методы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру». Методы диагностики памяти: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Методы диагностики мышления. Методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостат?»,«Раздели на группы». Методики для оценки наглядно-действенного мышления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунки», «Вырежь фигуры».
Методы диагностики речи: «Назови слова», «Расскажи по картинке».
3.Учет
свойств ощущений и
восприятия в работе
сотрудника ОВД с людьми.
Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п.
На
практике такое отражение
Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий.
Процесс общения сотрудника ОВД при всей своей многогранности имеет ряд особенностей:
Итак,
именно Ощущениях и восприятии строятся
представления о внешнем мире.
Вся информация окружающего мира
поступает через ощущения и обрабатывается
нашим восприятием для
Ощущение - это соприкосновение внутреннего мира человека с внешним миром с помощью сенсорной системы. Ощущение - это процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия.
Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Целостное впечатление от предмета или явления будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте. Таким образом, восприятие является совокупностью ощущений.
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами.
Информация о работе Учет свойств ощущений и восприятия в работе сотрудника ОВД с людьми