Учение о второй сигнальной системе и современное ее положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Сигнальная система - система условно и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы. Термин введен академиком И. П. Павловым: Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это - первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Первая и вторая сигнальные системы…………………………………………...4
Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы…………5
Значение второй сигнальной системы в развитии абстрактного мышления…9
Значение различных зон коры мозга в деятельности второй сигнальной системы……………………………………………………………………...……13
Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем и подкорковых образований…………………………………………………………………...….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

психофиз.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Различают несколько видов. При двигательной (лобная афазия Брока) понимание речи может быть не нарушено, сама же речь крайне затруднена или даже невозможна. Больной способен кричать и издавать отдельные звуки: < «не», «ни» и  т. п., но не может нормально произнести ни одного слова. Одновременно с афазией обычно возникают нарушения письма - аграфия и утрата способности читать вслух, хотя понимание прочитанного может быть сохранено. Очаг поражения расположен при этом, как правило, в нижней лобной извилине левого полушария и в участках теменной коры. Другая форма расстройства речевой функции - чувствительная (височная афазия Вернике) - характеризуется расстройством восприятия речи. Человек не понимает речи, возникает избирательная глухота на слова; способность же речи не только сохранена, но проявляется даже повышенной говорливостью. Вследствие отсутствия восприятия собственной речи слова при чувствительной афазии бывают часто исковерканы и речь совершенно непонятна. Чувствительной афазии обычно сопутствуют алексия, т.е. нарушение способности читать про себя и вслух, а также амузия т.е. расстройство музыкального восприятия. Особой формой афазии является амнезия (теменная афазия). Она характеризуется забыванием отдельных слов, чаще всего имен существительных. Больной амнезией знает, о чем он хочет сказать, но часто не может вспомнить нужного ему слова и вынужден для обозначения предмета прибегать к длинному его описанию. При этом наблюдается, в частности, и расстройство счета - акалькулия. На основании ряда наблюдений полагают, что участки височно-теменной коры слева и нижняя часть левой лобной доли имеют специальное значение в процессах узнавания, целенаправленного действия и речи. Хотя на функциях второй сигнальной системы особенно сказывается поражение лишь некоторых участков коры мозга, следует иметь в виду, что любая сложная деятельность (речь, письмо, чтение, счет), как правило, страдает при поражении многих, даже далеко отстоящих друг от друга, участков мозга. Вместе с тем поражение одного участка обычно вызывает нарушение не одной, а ряда функций. Таким образом, можно говорить о центрах определенных функций второй сигнальной системы лишь условно. Психическая деятельность является функцией всего мозга.

5. Взаимоотношения  первой и второй  сигнальных систем  и подкорковых образовании

     В каждом поведенческом акте человека обнаруживается участие трех видов  межнейронных связей:

1) безусловно - рефлекторных;

2) временных  связей первой сигнальной системы;

3) временных  связей второй сигнальной системы.

     Анализ  физиологических механизмов поведения человека показывает, что оно является результатом совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Вторая сигнальная система как высший регулятор человеческого поведения преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем первая сигнальная система в известной степени определяет деятельность второй. Обе сигнальные системы (состояния которых определяются функцией коры большого мозга в целом) тесно связаны с деятельностью подкорковых центров. Человек может произвольно затормаживать свои безусловно - рефлекторные реакции, сдерживать многие проявления инстинктов и эмоций. Он может подавлять оборонительные (в ответ на болевые раздражения), пищевые, половые рефлексы. Вместе с тем подкорковые ядра, ядра мозгового ствола и ретикулярная формация являются источниками импульсов, поддерживающих нормальный тонус коры большого мозга. Сложные функции, связанные с речью, пониманием смысла слов и их произнесением, осмысленным узнаванием предметов и целенаправленной деятельностью и предвидением ее результата, требуют для своего осуществления сложных, динамически создающихся нервных структур, т. е. совместно работающих многочисленных аппаратов мозговой коры и подкорковых центров, образующих функциональные системы, созвездия» из очень большого числа нейронов и их цепей. Достоверность ощущений и восприятий. Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность возможны лишь при условии, что органы чувств доставляют центральной нервной системе информацию, достоверно отражающую объективную реальность окружающего мира. Проблема достоверности этой информации, достоверности ощущений и восприятий была предметом острой борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. К решению ее привлекались также данные физиологии. Закон специфической энергии органов чувств и физиологический идеализм. В начале прошлого столетия физиолог Мюллер установил, что при воздействии на рецепторы как адекватными, так и неадекватными раздражителями возникает ощущение, свойственное возбуждению именно данного рецептора. Удар по глазу или раздражение его электрическим током вызывает ощущение световой вспышки, при электрическом раздражении языка ощущается кислый вкус, при раздражении точек холода даже теплом - только холод и т. д. На этом основании Мюллер сформулировал так называемый закон специфической энергии органов чувств. По мнению Мюллера на всякое как адекватное, так и неадекватное раздражение орган чувств дает присущий только ему вид ощущений. Это утверждение не учитывает, что неадекватные раздражители не вызывают качественно столь разнообразных и тонких ощущений, как адекватные. Кроме того, и пороги их более высокие. Мюллер утверждал, что характер реакции, в сущности, зависит не от раздражителя, а от заложенной в животный организм энергии. Поэтому, ощущая что-либо, мы ощущаем только себя и на основании ощущений отнюдь не вправе делать какие-либо умозаключения о свойствах внешнего мира. Свет, мрак, звуки, теплота, холод, различные запахи и вкусы - все, что мы ощущаем нашими пятью чувствами - это будто бы не действительные свойства конкретных вещей, но только качества наших чувств. Таким образом, Мюллер отрицал возможность познания окружающего мира и достоверность наших восприятий. Эти взгляды Мюллера (их разделяли и другие физиологи) привели к возникновению философского направления, названного Фейербахом «физиологический идеализм». Представители этого направления исходили из ложных гносеологических позиций, пытаясь обосновать свои идеалистические представления физиологическими фактами. Представления Гельмгольца и «теория символов». Частично поддерживал эти воззрения и крупнейший исследователь XIX столетия Гельмгольц. Гельмгольц был непоследовательным материалистом, представителем символического материализма, склонявшимся к агностицизму. Он считал ощущения лишь символом внешних явлений, не имеющими с ними аналогии. Вместе с тем Гельмгольц, следуя философам-материалистам, выступал с признаниями реального существования объективного мира. Взгляды Мюллера и Гельмгольца подверглись справедливой уничтожающей критике философов-материалистов. Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности. Сточки зрения последовательного материализма, ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира - движущейся материи, свойства которой и отражаются в нашем сознании благодаря информации, доставляемой органами чувств. «...Ощущение, - писал В. И. Ленин,- есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания».

1. «Наши  ощущения отражают объективную  реальность, т.е. то, что существует  независимо от человечества и  от человеческих ощущений»

2. Ощущения  не являются какими-то абстрактными  символами или знаками. Они отражают объективные свойства вещей, дают более или менее точные их снимки, изображения. В. И. Ленин отмечал: «Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравняться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, условный знак. Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что „отображается". „Условный знак", символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма» 3. Вся история науки и вся человеческая практика опровергают агностицизм, т. е. отрицание возможности познания окружающего мира, и подтверждают его познаваемость. Практика как критерий достоверности ощущений и восприятий. Человек познает мир, получая информацию о нем посредством рецепторов, перерабатывая ее всей совокупностью анализаторных аппаратов, главным образом корой большого мозга, и проверяя правильность полученной информации своей деятельностью, практикой. Контроль практикой (у человека - общественной практикой) обеспечивает достоверность ощущений и восприятий. Большое значение для обеспечения достоверности ощущений и восприятий имеет сопоставление показаний одних анализаторов с показаниями других. Например, восприятие величины предметов, расстояния до них, их движения или покоя достигается благодаря одновременному поступлению в мозг сигналов от органов зрения, осязания и проприорецепторов. Ребенок с малых лет связывает в единое целое получаемую им разнообразную информацию, проверяя правильность ее своей деятельностью. Таким образом, формируется твердая уверенность в правильности восприятия окружающего мира. Роль практики в оценке информации, доставляемой органами чувств, может быть иллюстрирована тем, что хотя оптическая система глаза дает изображение на сетчатке перевернутым, мы воспринимаем его в прямом, правильном виде. Представление о «верхе» и «низе» является результатом сопоставления доставляемой глазом информации с той, которую дают другие рецепторы, воспринимающие действие силы тяжести, положение тела в пространстве и пр. Страттон 8 дней носил очки, которые делали изображение внешних предметов перевернутым, т. е. изображение на сетчатке оказывалось прямым. Сначала экспериментатор путал «верх» и «низ», но затем вследствие новой практики у него постепенно вырабатывалось правильное восприятие и находящиеся внизу или вверху предметы вновь стали восприниматься верно, хотя изображение их на сетчатке было прямым. Ощущение перевернутого мира появилось вновь на некоторое время после того, как он снял очки.

     Взаимодействие  сигналов, приходящих в мозг по всем афферентным путям, обеспечивает точное восприятие окружающего мира, комплексное суммарное представление о нем. Достижения человечества в познании и преобразовании природы и общества, успехи науки и техники служат лучшим подтверждением правильности, точности, соответствия объективной реальности той информации, которую человек получает и анализирует посредством органов чувств и коры большого мозга. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Вторая  сигнальная система, присущая только человеку система условно-рефлекторных связей. Формируется в высших отделах центральной нервной системы и работает на основе первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система активизируется при воздействии речевых раздражителей. Вторая сигнальная система-это качественно особая форма высшей нервной деятельности - система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Человек обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах.

     Современная физиология стремится раскрыть природу  нервных процессов, составляющих основу мыслительной деятельности, начиная  с самых простых и кончая высшими  ее проявлениями.

     С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий, представлений. 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Физиология  высшей нервной деятельности. Данилова  Н.Н., Крылова А.Л. - М.1997

2. Павлов И.  П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951

3. Невропатология, 2-е изд. Бадалян Л.О., М.-Л.,2000

Информация о работе Учение о второй сигнальной системе и современное ее положение