Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:40, реферат
Познавательная деятельность учащихся начальных классов - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
1. Познавательная деятельность учащихся начальных классов
2. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Активность мышления и интерес учащихся к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. Но высшей уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формирует проблему, выдвигает предположение, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы.
Никакие проблемы и способы
преподавания не могут служить
эффективным средством
Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса учитель стремится создать на уроке повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед, или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, эмоционального изложения учебного материала учителем являются важными способами Формирования внутренней мотивизации (особенно при изучении сложных теоретических вопросов).
Раскрытие жизненной
Как появляется «проблемная ситуация» в обучении? Возникает ли она непроизвольно или создается учителем?
Одни проблемные ситуации возникают в ходе усвоения учебного материала (по логике учебного предмета) тогда, когда для ученика в этом материале есть что-то новое, еще не познанное. Иначе говоря, проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и новые (неизвестные) элементы. Примером такого возникновения проблемной ситуации на уроке, помимо плана, можно назвать ситуацию затруднения учеников 2 класса при попытке объяснить значение слова «частокол». «Стихийно» возникшую проблемную ситуацию учительница использовала для активизации познавательной деятельности учащихся. Возникновение проблемной ситуации независимо от учителя есть вполне естественное явление процесса обучения.
Такого рода ситуации, без сомнения,
активизируют мыслительную
Другие проблемные ситуации, возникающие при непроблемной ситуации и общении - это ситуации, обусловленные особенностями процесса общения. Как правило, такие - следствие постановки учителем проблемного вопроса или проблемной задачи. При этом учитель может даже не осознавать психологической сути этого явления. Вопросы и задачи могут быть поставлены с иной целью (привлечь внимание ученика, узнать, усвоил ли он изложенный ранее материал и т. д.), но, тем не менее, вызывают проблемную ситуацию.
Все вопросы активизации
Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую (учащимися) проблему, область неизвестного, нового знания, для добывания которых необходимо какое- то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.
Искусство получения устной
И педагоги, и психологи считают
задачу в обучении одним из
важных фактов повышения
Задача может быть проблемной и непроблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию). Следовательно, познавательные задачи, применяемые для активизации познавательной деятельности учащихся, должны иметь свойство обобщенности.
Сущность применения
Активизация учащихся
Наглядность в ее
Практика проблемного обучения, требует активного применения «необразной» символической, опосредственной «рациональной» наглядности. Такая наглядность является для ученика как бы инструментом «схватывания»; обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.
Таким образом, вопрос, задача, учебное
задание и наглядность в ее
различных функциях, применяемых
с учетом принципа
Педагогическая практика
Подготовленность ученика к
Проблемное обучение
Основными способами
Говорить о проблемном
Список
использованной литературы
2. Психология. Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 2008, 304 с.
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 2007, 384 с.