Участие учащихся начальных классов и педагогов в различных видах познавательной и личностно значимой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 03:40, реферат

Описание работы

Познавательная деятельность учащихся начальных классов - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.

Содержание

1. Познавательная деятельность учащихся начальных классов
2. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

       Активность мышления и интерес  учащихся к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. Но высшей уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формирует проблему, выдвигает предположение, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы.

       Никакие проблемы и способы  преподавания не могут служить  эффективным средством активизации  процесса учения без осознания  природы управления в системе  «ученик-учитель». Для того чтобы  ученик осознанно и глубоко усваивал материал, и при этом у него формировались необходимые приемы познавательной деятельности, должна быть определенная последовательность умственных действий ученика. А для этого деятельность ученика должна быть организуемой учителем на всех этапах учения.

     Познавательный  интерес к учебному материалу, вызванный  проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса учитель стремится создать на уроке повышенный эмоциональный  настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед, или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, эмоционального изложения учебного материала учителем являются важными способами Формирования внутренней мотивизации (особенно при изучении сложных теоретических вопросов).

       Раскрытие жизненной значимости  учебной проблемы проводится  на основе связи теоретических  вопросов с жизнью, с известной  учащимся действительностью.

     Как появляется «проблемная ситуация»  в обучении? Возникает ли она непроизвольно или создается учителем?

     Одни  проблемные ситуации возникают в  ходе усвоения учебного материала (по логике учебного предмета) тогда, когда  для ученика в этом материале  есть что-то новое, еще не познанное. Иначе говоря, проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и новые (неизвестные) элементы. Примером такого возникновения проблемной ситуации на уроке, помимо плана, можно назвать ситуацию затруднения учеников 2 класса при попытке объяснить значение слова «частокол». «Стихийно» возникшую проблемную ситуацию учительница использовала для активизации познавательной деятельности учащихся. Возникновение проблемной ситуации независимо от учителя есть вполне естественное явление процесса обучения.

       Такого рода ситуации, без сомнения, активизируют мыслительную деятельность, но эта активизация несистематическая,  она как бы случайно порождается  в процессе усвоения учебного  предмета.

       Другие проблемные ситуации, возникающие  при непроблемной ситуации и общении - это ситуации, обусловленные особенностями процесса общения. Как правило, такие - следствие постановки учителем проблемного вопроса или проблемной задачи. При этом учитель может даже не осознавать психологической сути этого явления. Вопросы и задачи могут быть поставлены с иной целью (привлечь внимание ученика, узнать, усвоил ли он изложенный ранее материал и т. д.), но, тем не менее, вызывают проблемную ситуацию.

       Все вопросы активизации познавательной  деятельности ученика в качестве основного элемента обязательно имеют в своем составе вопрос, задачу, задание, наглядные образы и их сочетание. Суть активизации состоит в том, что при определенных условиях (ситуациях) эти понятия являются формой выражения проблемности. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют едва ли не первостепенное значение, т. к. мыслительная деятельность учеников стимулируется постановкой вопросов. Вопросно-ответная форма взаимодействия ученика и учителя применялась еще в древности.

       Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую (учащимися) проблему, область неизвестного, нового знания, для добывания которых необходимо какое- то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.

       Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к активизации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, ведущего к синтезу имеющегося материала. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.

       И педагоги, и психологи считают  задачу в обучении одним из  важных фактов повышения познавательной  и практической активности учащихся.

       Задача может быть проблемной  и непроблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию). Следовательно, познавательные задачи, применяемые для активизации познавательной деятельности учащихся, должны иметь свойство обобщенности.

       Сущность применения познавательных  задач в качестве способа активизации  учебно-познавательной деятельности  учащихся заключается в подборе  системы проблемных задач и  систематическом управлении ходом их решения.

       Активизация учащихся средствами  наглядности идет по линии  перехода от конкретных, к более  абстрактным, от демонстрационных, к индивидуальным, от неподвижных,  к подвижным и т. д.

       Наглядность в ее нетрадиционном  понимании помогает формированию понятия на эмпирическом уровне, т. е. по существу лишь представления, поскольку не может отражать содержание понятия, имеющего высокий уровень обобщения, а значит и не может способствовать развитию теоретического мышления.

       Практика проблемного обучения, требует активного применения «необразной» символической, опосредственной «рациональной» наглядности. Такая наглядность является для ученика как бы инструментом «схватывания»; обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

       Таким образом, вопрос, задача, учебное  задание и наглядность в ее  различных функциях, применяемых  с учетом принципа проблемности  и в определенном сочетании,  составляют дидактическую основу  самостоятельных работ теоретического типа. Такое их применение рождает новую форму изложения - проблемное изложение нового материала. При этом содержание изучаемых школьниками знаний доводится до них учителем в форме повествовательного изложения, в форме вопросов, познавательных задач, и учебных заданий, вызывающих проблемные ситуации.

       Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной  ситуации и ее осознание учащимися  возможно при изучении почти  каждой темы.

       Подготовленность ученика к проблемному  учению определяется, прежде всего, учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти решение и решить эффективными приемами.

       Проблемное обучение используют  как движущую силу учебного  познания. В проблемной ситуации  ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиске выхода из этих противоречий.

       Основными способами управления  учением школьника является методы  преподавания, содержащие приемы  создания проблемной Ситуации. Главными способами познавательной деятельности учащихся являются их самостоятельные работы творческого характера, построения с учетом проблемности, усвоения, мотивированные интересом и эмоциональностью.

       Говорить о проблемном обучении  никогда не рано. Но, несомненно, необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Как отмечалось выше, проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. Самооценка ребенка, как правило, достаточно высокая и их раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности стереотипов. Это большие плюсы для ребенка, которые должны опираться на проблемное обучение в начальных классах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Педагогический  словарь. T.I.M.: Изд-во Акад. пед. Наук, 2009, 778 с.

2. Психология. Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е,                     перераб. и доп. М.: Просвещение, 2008, 304 с.

3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 2007, 384 с.

Информация о работе Участие учащихся начальных классов и педагогов в различных видах познавательной и личностно значимой деятельности