У какого мыслителя, психолога или в каком направление психологии я бы хотел учиться

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:41, сочинение

Описание работы

Как много в истории России талантливых, выдающихся, трудолюбивых психологов, посвятивших свои силы и жизнь на благо страны. Но я позволю себе отдать предпочтение фигуре – и в научном, и в человеческом плане – сложной и неоднозначной. Я говорю о выдающемся нашем психологе – Александре Романовиче Лурии.

Работа содержит 1 файл

эссе.docx

— 21.48 Кб (Скачать)

    Как много в истории России талантливых, выдающихся, трудолюбивых психологов, посвятивших свои силы и жизнь на благо страны. Но я позволю себе отдать предпочтение фигуре – и в научном, и в человеческом плане – сложной и неоднозначной. Я говорю о выдающемся нашем психологе – Александре Романовиче Лурии.

    Александр Романович Лурия (16.07.1902 – 14.08.1977) – доктор педагогических и медицинских наук, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Один из основателей отечественной нейропсихологии.

    Об  этом человеке я узнала совершенно случайно, ещё в средних классах школы. Моя сестра изучает психологию. Как-то она читала одну из книг А.Р. Лурии, и я спросила: «А кто это такой?». Она рассказала мне немного о нём, и мне захотелось больше узнать об этом человеке.

    Он  был ярким, жадным к жизни и  любопытствующим человеком, обладал  особой энергетикой. Он был правдив и прямолинеен, из-за этого в его адрес приходили анонимные письма с обвинениями. Во время защиты докторских и кандидатских диссертаций, высказывал правду о недостатках работ. Бывало, что он был жёстким, серьёзные проступки не прощал даже друзьям. Но во время преподавательской деятельности был добр к студентам, знал, кто нуждается в помощи, и помогал многим.

    Александр Романович использовал каждую возможность, чтобы увлечь других своим делом. Многие нейропсихологии признаются, что выбрали профессию в результате встречи с ним. Я бы с радостью присоединилась к ним и в выборе профессии, и в выборе наставника.

    В тяжёлые и трудные годы Великой  Отечественной войны Лурия стал военным врачом и занимался реабилитацией больных с черепно-мозговыми травмами. В этот период он не бросал свою научную деятельность и благодаря кропотливому труду были созданы новые методы восстановления функций головного мозга, что помогло вернуть в строй многих людей.

    Его идеи повлияли на развитие психологии в нашей стране и за рубежом. Александр Романович создал новое направление в области психологической науки – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Он автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки.

    Именно  он положил основу в создание полиграфа, но в России не захотели использовать его разработки даже после испытаний, хотя они прошли успешно. Уже после  этого американские учёные, опираясь на разработки Лурии, изобрели полиграф.

    Им  разработана теория локализации  высших психических функций, представляющая существенный шаг вперёд по сравнению  с прежними теориями, им внесён важный вклад в понимание природы  речевых нарушений. Специальная серия работ Лурии и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Учёным изучены различные формы нарушения памяти при разного рода поражениях мозга. Он разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.

    Благодаря высокой работоспособности, целеустремлённости этого учёного многие взрослые и  дети, получившие травмы, имеющие затруднения  в развитии речи и другие проблемы связанные с нарушением функций  головного мозга, могут излечиться.

    Это человек, посвятивший психологии всего  себя без остатка, для которого психология стала не только профессией, но и главным содержанием жизни, представляет для меня крайний интерес. Он принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность благодаря своей научной, педагогической и общественной деятельности.

    Но  я испытываю интерес не только к личности ученного, но и к науки основателем которой он является – нейропсихологии. Я убеждена, что знакомство с редкими патологиями мозга поможет нам понять самих себя.

    Люди  всегда верили, что человек есть нечто большее, чем просто плоть  и кровь. В течение тысяч лет  нашей истории сущность человеческой личности осталась той же самой. Новое  поколение приходит на смену старому, и вновь задаёт себе вечные вопросы: «Почему мы думаем и чувствуем  именно так? Что сделало нас такими?»  Тысячи лет мы ищем ответы, но по-прежнему понимаем самих себя очень мало.

    Мы  все думаем о материи и разуме как о различных субстанциях. Но так ли это? Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Долгое время мозг считался своеобразным «черным ящиком», а в сознании большинства людей принципиальное различие между душой и телом было незыблемо. Так же всего несколько десятилетий назад ученые считали, что мозг неизменим и «запрограммирован» и что большинство форм его повреждения неизлечимы. Но постепенно мозг стали рассматривать как материальный субстрат психики, имеющий сложную организацию. Начали предприниматься попытки представить психические процессы как функции определенных участков мозга. Поняли, что мозг обладает удивительными способностями к изменению своей структуры и компенсации даже самых тяжелых неврологических заболеваний, т.е способен перепрограммировать и перестраивать себя в случае необходимости. Появилась идея о том, что мозг способен менять собственную структуру и функционирование, благодаря мыслям и действиям человека. Это – революция, я считаю! И она будет иметь принципиально важные последствия... Многовековые различия между мозгом и сознанием начинают стираться…

    Но  каким же образом мозг осуществляет руководство всей нашей мыслительной деятельностью? Можем ли мы сказать, где именно в нашей голове размещаются  наши мысли и чувства? Что лежит в основе воспоминаний, как формируется личность?

    Я считаю, что на самом деле мозг - гораздо больше, чем нам кажется, что всё проходит через него. Он отвечает за всю нашу жизнь. Он то, что мы есть. Здесь «живут» наши воспоминания, здесь наши эмоции и наш внутренний мир.

    В нашем мозге есть центры, которые  отвечают за разные чувства. Мысли и  чувства взаимосвязаны. Мысль может  вызвать определенную эмоцию. Эмоциональные  явления оказывают на нас сильное  влияние. Эмоции участвуют в формировании нашего характера. Каждый день мы испытываем эмоциональные переживания. Мы можем  забыть о прошлом, но оно все равно  оказывает на нас влияние. Логика не помогает, если много неизвестных. Мы опираемся на прошлый опыт, если не знаем, как поступить. Оказывается, эмоции контролируют каждое наше движение. Чувства заставляют нас пробовать  и побеждать. Особая острота у  этих моментов. Природа субъективного  переживания очень сложна.

    Я думаю, что особые участки мозга  отвечают за каждую черточку человеческого  характера. Самое важное, только понять механизмы, создающие нашу личность. Например, крайне интересный случай. Мужчина очень изменился, он стал совсем другой личностью. У него прогрессирует заболевание, медленно разрушающее переднюю часть мозга. По мере отмирания клеток передней части мозга, его личность полностью изменяется. Повреждение мозга превратило его в совершенно другую личность с совершенно другими поведенческими особенностями. Его шутки стали неадекватны и только огорчают людей, хотя раньше он был очень весел, он теперь мало общается. В то время как состояние его ухудшалось, вдруг возникала способность и потребность рисовать, хотя раньше он этим никогда не занимался. По мере развития болезни этот талант исчезнет, и его личность снова изменится… Мне кажется, это доказывает, что когда-нибудь мы сможем объяснить индивидуальность и творчество в терминах физических процессах в клетках нашего мозга.

    Я думаю, что наш мозг можно представить  себе состоящим из какого-то числа  взаимодействующих модулей и  что некоторые из них полностью  подавляют или уменьшают активность других. Поэтому если убрать такой  замедляющий модуль, то можно тем  самым активизировать деятельность других частей мозга.

    Все что  мы делаем определяется причудливым сплетением химической реакции и электрической активности нейронов. Все участки мозга всегда действуют совместно. И вероятно, что самые интимные переживания человека есть результат возбуждения нейронов головного мозга. Вопрос состоит в том, каким образом это происходит, как объединить различные виды активности в единое целое называемое жизнью? Как понять природу нашего сознания? Как научно объяснить, кто мы есть?

    Я не думаю, что мысль о сведении мышления человека к взаимодействию нейронов мозга должна нас огорчать. Наше восхищение человеком все возрастает. Понять природу нашего сознания чрезвычайно сложно. Чудо, что миллиарды клеток мозга, работая вместе, могут создать так много! Наша главная цель понять, как функционирует сеть из миллиардов нервных клеток, что на самом деле происходит внутри живого мозга. Это позволит нам действительно понять самих себя и проникнуть в тайны человеческой личности, в глубины человеческого разума. Эта проблема меня очень занимает. И я считаю, что даже самые сокровенные тайны психики подвластны науки. Я уверена, что мозг определяет личность человека. Все надежны, страхи, мысли и мечты каким-то образом спрятаны у нас в голове. Я убеждена, что не одно явление нашей жизни не проходит мимо клеток нашего мозга. И что настанет день, когда даже самые интимные переживания смогут быть описаны в терминах мозговой деятельности. 
 
 
 

Информация о работе У какого мыслителя, психолога или в каком направление психологии я бы хотел учиться