Творческие способности, талант, гениальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Различия людей по максимальным достижениям традиционно связываются в психологии с изучением способностей и одаренности. Эта проблема волнует умы ученых с давних времен.

Содержание

Введение 3
1. Понятие способностей 4
1.1.Подходы в определении способностей 5
1.2. Структура и классификация способностей 7
2. Уровни развития способностей 9
2.1. Понятие одаренности 9
2.2. «Общие» и «специальные» способности и одаренность 11
2.3. Талант и гениальность 12
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Контр.раб по псих.творчества.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

    2.1. Понятие одаренности 

    Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения

    Долгое  время «одаренность» считалась синонимом «способности». Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., она определяется комплексом свойств личности. И этому есть ряд веских доказательств. Одна из газет поведала о биологе, который опубликовал научный труд, включавший обширную библиографию — 300 названий, которую он продиктовал машинистке по памяти и без единой ошибки. Однако незаурядная память не сделала этого биолога незаурядным ученым.

    Выделяют  следующие особенности одаренных индивидов: сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей; способность к нестандартному восприятию; интуиция, изобретательность, бессознательный разум; дивергентное мышление; любознательность; мужество; воображение; конкретность мышления; смелость; эстетическая чувствительность.

    Одаренность может проявляться в различных  сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и  психомоторики. Одаренных людей  отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

    Есть  дети с поражающими умственными  способностями. Некоторые из них в свои 12–14 лет смогли поступить в университеты и институты и успешно обучаются там. Таких детей обычно называют вундеркиндами. Вундеркинды были во все времена. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв Французской академии. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 лет закончил уже 2 отделения (словесное и юридическое) философского факультета. У Мечникова любовь к природе появилась с детских лет. Едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям. Очень рано овладел микроскопом. За 2 года закончил с отличием Харьковский университет.

    Но  для таких детей существует опасность  в том, что как отмечают многие исследователи, став взрослыми, основная часть детей- вундеркиндов испытывает трудности с социальной адаптацией в обществе. Кроме того, такие дети в дальнейшем могут и не проявить себя с выдающейся стороны, потому, что признаки выдающихся способностей в раннем возрасте не всегда могут привести к рассвету дарования.

    Индивидуальные  различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. 

    2.2. «Общие» и «специальные»  способности и  одаренность

    В психологии и педагогике весьма распространено представление об общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят те, что отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные же соответствуют требованиям только конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса).

    Начало  таким представлениям положено Ч. Спирменом. Им была предложена двухфакторная теория интеллекта, дальнейшее развитие которой привело ученого к созданию иерархической модели: помимо факторов G и S он выделил групповые факторы интеллекта, занявшие промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности.  Несмотря на стройность и правдоподобность предложенной Ч. Спирменом модели, осталось неясным, что конкретно представляет собой фактор G. Отсюда появились многочисленные попытки наполнить его более конкретным содержанием. В результате его место стали занимать то мотив, то внимание, то быстрота переработки информации.

    Б. М. Теплов, а за ним и Д. Н. Завалишина (1991) связывают общие способности с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными видами деятельности. Правда, некоторые ученые считают, что четкую грань между общими и специальными способностями провести трудно и это деление довольно условно (К. К. Платонов).

    С.Л. Рубинштейн (1946) выделяет общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая — с требованиями специальных ее видов. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется благодаря специальным способностям.

    Взаимоотношение общей одаренности и специальных  способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той  или иной специальной способности  играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически "технический" характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.

    2.3. Талант и гениальность

    Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «талантливость», «гениальность».

    Слово «талант» (от греч talanton — «вес, мера») затем впервые встречается в Новом Завете, где обозначает меру серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). Талант одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.). Так же, как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной, оригинальностью подхода и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики.

    Однако  вряд ли это справедливо по отношению  к таланту, проявляемому в двигательной деятельности. Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта — беге, плавании, гребле и т. д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

    Талант  – это определенное сочетание способностей, их совокупность.

    Талант  и гений различаются прежде всего  по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

    Высокий уровень одаренности, который характеризует  гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, М.В.Ломоносова, К.Маркса [5]. Например, М.В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию, и сам творчески работал в этой области. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются ярче в его творчестве.

    Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая  работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Недаром большинство выдающихся ученых, писателей художников считают, что из их достижений 90% приходится на труд и только 10% — на талант. Талант — это склонность к бесконечному труду, считают они. Микеланджело, гениальный итальянский художник и скульптор, говорил, что если некоторое время не поработает резцом или кистью, то становится больным. И. Репин утверждал, что он не добился бы успехов в живописи, если бы не запирался ежедневно в одно и то же время у себя в комнате и часами писал картины и этюды .

    Возможность достичь выдающихся результатов, обусловлена  не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и  имеющимися у человека условиями  проявить свой талант. А возникновение таковых часто бывает делом случая. Поэтому нередко талант обнаруживается в довольно позднем возрасте.

    Так, одна женщина, до поры до времени ничем  не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины  охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Один из грузчиков одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его  голос не был замечен одним из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик пел уже как солист Большого театра. 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, подведем итоги выше сказанному.

    Способности это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

    Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Талант (от греч talanton — «вес, мера», затем — «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Гениальность рассматривается как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры.

    Различают общие способности, связанные с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, и специальные — с отдельными видами деятельности и общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая — с требованиями специальных ее видов.

    Способности и склонности связаны между собой не прямо, а опосредованно, через типологические особенности.

    Существует  связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности, т.е. положительным, внутренне мотивированным отношением (влечением, интересом и пр.) к какому-либо занятию.

    . 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Дружинин В.Н. Психология общих  способностей.- СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 368с.

    2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных  различий.- СПб.: Питер, 2004.- 701с.

    3. Лосева А.А. Психологическая диагностика  одаренности: Учебное пособие  для вузов.- М.: Академический проект; Трикста, 2004.-176с.

    4. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил.

    5. Рубинштейн С.Л. Принципы и  пути развития психологии,- М.1959.

    6. Рубинштейн С. Л. Основы общей  психологии  СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.

    7. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник  для вузов. – СПб.: Лидер, 2007. –  592 с: ил.

    8. Психология для студентов вузов  / Под общей редакцией профессора  Е.И.Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр  «МарТ», 2004. – 560 с.

    9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных  различий.- М, 1961.

    10. Шадриков В.Д. Способности, одаренность,  талант // Развитие и диагностика  способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.: Наука, 1991. 
 
 


Информация о работе Творческие способности, талант, гениальность