Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:27, контрольная работа
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
План…………………………………………………………2
Содержание………………………………………………...3
Основные понятия теории нравственной культуры…………………………………………………..4
Задачи и содержание трудового воспитания…………………………………………………………..6
Педагогические условия организации трудового воспитания…………………………………………………………..7
Список литературы………………………………………………10
План:
Трудовое и нравственное воспитание в системе формирования культуры личности.
I.Основные понятия теории нравственной культуры.
1.Мораль.
2.Норма.
II.Задачи и содержание трудового воспитания.
1.Учебный труд.
2.Общественно полезный труд.
3.Производительный труд.
III.Педагогические условия
организации трудового
воспитания.
Список
литературы.
План…………………………………………………………2
Содержание………………………………………………..
Основные понятия теории нравственной культуры…………………………………………………..4
Задачи
и содержание трудового
воспитания……………………………………………………
Педагогические
условия организации
трудового воспитания…………………………
Список
литературы………………………………………………10
I.Основные
понятия теории нравственной
культуры.
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали. 1.Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости оттого, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение человека
оценивается по степени соответствия
определенным правилам. Если бы таких
правил не было, то один и тот же поступок
оценивался бы с разных позиций и люди
не могли бы прийти к единому мнению хорошо
или плохо поступил человек. Правило, имеющее
общий характер, т.е. распространяющееся
на множество одинаковых поступков, носит
название нравственной
нормы. Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др. Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др. Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль- это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений. Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей. II.Задачи
и содержание трудового
воспитания. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся: Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Содержание трудового
воспитания определяется названными!
задачами, а также рядом хозяйственно- 1.Учебный труд школьника включает в себя труд умственный физический. Умственный труд «является наиболее напряженны» требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процесс физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения людям и результатам их деятельности. 2.Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает ] себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса! школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениям! и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, боту в школьных строительных отрядах, школьных лесничества тимуровскую работу. 3.Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности труде, они познают смысл экологических понятий и категорий. Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд -- это ученические производственные мае-» терские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах где для организации производительного труда есть необходимые! условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей. III.Педагогические
условия организации
трудового воспитания. |
Список литературы:
Педагогика : Крат.курс
: Учеб. пособие/И.Ф.Харламов.-2-е изд.
Педагогика. Основные
положения курса/С.А.Пуйман.-3-
Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.
Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения./В.Т.Кабуш - Минск, 1995.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника./ М.И.Шилова — М., 1990.
Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.
Информация о работе Трудовое и нравственное воспитание в системе формирования культуры личности