Трудности и барьеры коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

При этом микробарьеры связанные с внешней средой, в котором осуществляется коммуникативный процесс, и оказываются в информационном перегрузке (барьером становится слишком большое количество информации); разнообразии носителей (газеты, телевидение, конференции, отчеты консультантов и т.п.); перегрузке информацией, что приводит к обесцениванию ее содержания; умении пользоваться информацией (эксклюзивные данные позволяют использовать их для влияния на других; доступ к источникам ограниченной информации, т.е. той, которая предназначена для внутреннего пользования, расширяет властные полномочия индивидов).

Работа содержит 1 файл

Трудности и барьеры коммуникации.docx

— 28.14 Кб (Скачать)

        Трудности и барьеры коммуникации.

      При человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

      При этом микробарьеры связанные с внешней средой, в котором осуществляется коммуникативный процесс, и оказываются в информационном перегрузке (барьером становится слишком большое количество информации); разнообразии носителей (газеты, телевидение, конференции, отчеты консультантов и т.п.); перегрузке информацией, что приводит к обесцениванию ее содержания; умении пользоваться информацией (эксклюзивные данные позволяют использовать их для влияния на других; доступ к источникам ограниченной информации, т.е. той, которая предназначена для внутреннего пользования, расширяет властные полномочия индивидов).

         Микро барьеры - это  специфические коммуникативные  барьеры. Называются разные причины  их возникновения: особенности интеллекта тех, кто общается; неодинаковое знание предмета разговора различные лексикон и тезаурус (совокупность понятий из определенной области знаний); отсутствие единого понимания ситуации общения; психологические особенности партнеров (например чрезвычайная откровенность или чрезвычайная интеллигентность одного из них, интуитивное восприятие мира или напористость другого), социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т.д. Коммуникативные барьеры возникают на мижособистисного уровне: в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальный язык и т.п.).Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодуваты мысли в слова, слушать и концентрировать внимание. В связи с этим выделяют такие барьеры, как: предел воображения, словарный запас отправителя информации, словарный запас получателя, его способность понимать значение слов, объем запоминания.

      Барьеры, связанные с коммуникативными особенностями  участников взаимодействия, имеют социальный или психологический характер. Они могут возникать из-за особых социально-психологические отношения, сложившиеся между партнерами (антипатия, недоверие и т.д.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия.Причем фильтр обеспечивает, шо абсолютно истинная информация может стать неприемлемой, а ошибочная, наоборот, приемлемой. С точки зрения психологии луже важно выяснить, при каких условиях тот или иной канал информации может быть заблокирован этим фильтром.Важно также выявит^ средства, помогающие принятию информации и ослабляют действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинация (от англ. Fascination - очарование).Они организуются для сопровождения информации с целью уменьшения ее потерь при восприятии реципиентом, повышение доверия к ней. Средства фасцинации играют роль дополнительного фона, усилителя информации, шо отчасти способствует преодолению фильтра недоверия.Как образец фасцинации может служить музыкальное сопровождение сообщения.

      Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. Говорится, что по своей психологической природе коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной информации. Психологическая преграда, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительного или опасной информации, может быть разной степени прозрачности. Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегание не предусматривает контакта с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «уход в себя» во время слушания).Второй барьер - авторитет - действует следующим образом: информация попадает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е. в конечном счете становится ненадежной и малозначительным. Третий барьер - непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

      Поскольку причины коммуникативных барьеров могут скрываться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его построения, то есть необходимость рассмотреть такие барьеры подробнее.

      Логический  барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. Каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, с своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании говорящего, но не обязательно понятно тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождении речи. Поэтому прежде чем произнести мнению, человек сначала «запаковывает» ее во внутреннюю речь, а затем выражает словам, вербализуе.Слышащего, расшифровывает значение слов, постигая таким образом смысл вербального сообщения. Трудности возникают в 

связи с неадекватным пониманием информации.Основная проблема, которая заложена в непонимании, связанная с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации. Чаще логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления.Например, у одного - абстрактно-логическое, а в другой - наглядно-образное. Логический барьер может возникли на уровне операционной миследияль-ности людей. Известно, шо такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины.То есть пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ.В зависимости от того, какие формы мышления превалируют в интеллекте каждого из партнеров, они также общаются на уровне понимания или непонимания, т.е. и здесь имеет место логический барьер. Конечно, логический барьер может возникнуть всякий раз, когда партнеры различаются особенностями миследияльности и не считают нужным учитывать специфику друг друга. Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как строит свои умозаключения и в чем заключаются разногласия.

         Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженной грамматическую построение высказываний. Этот барьер могут породить также смутное речи, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, речь-скороговорка или очень громкий разговор. Например, специалисты в области психологии доказали, что если человеку что-то сообщать на повышенных тонах, то понимание того, кто слушает, будет заблокировано. И чем более сенситивна (чувственная) личность, тем чаще и быстрее это проявляется. Психологически причина непонимания кроется в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении того, кто говорит, к партнеру. И как результат возникает защитная реакция, т.е. происходит смещение внимания, блокирующий анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая скороговорок. Также психологи советуют использовать приемы личной психологической защиты. В частности, можно мысленно проанализировать особенности партнера в момент воспалительного произнесения информации: «какие у него стали большие глаза» 
 

или «как вены понадувалися». Хотя эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза позволяет партнеру перестроиться.

     Семантический барьер возникает из-за отсутствия совпадений в системах значений партнеров  по коммуникации - тезаурусах, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Иными словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей. Семантический барьер - это, во-первых, проблема жаргонов и сленгов, во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников, в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения. Т.Дридзе использует название «эффект смысловых ножниц» для обозначения семантического барьера и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот     эффект  возникает:

  • явное несоответствие между языковыми средствами, которые использует коммуникатор и языковыми ресурсами реципиента;
  • расхождение возникает еще раньше - на этапе перевода мысли в слова;
  • взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде всего способность оперировать языком как средством мышления.

      Одновременно  с того, что каждый человек имеет  неповторимый опыт, образование, свой круг общения, а значит и неповторимый тезаурус, совсем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно. Чтобы преодолеть семантический  барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ней понятную для нее лексику. При этом слова, имеющие разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы употребляете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика нашего языка должны меняться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.

      Стилистический  барьер возникает в случае несоответствия стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального  психологического состояния реципиента. Например, партнер может не воспринять критического замечания собеседника, так как оно было произнесенное в панибратские манере. То есть стиль может быть неуместным, слишком тяжелым, не отвечать коммуникативной ситуации и намерениям партнера. Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явный или скрытый

сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия  отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «Вы можете» и др.

     Психологи советуют придерживаться двух основных приемов структуры турування информации (речь идет прежде всего о деловую сферу): правила рамки и правила цепи. Сущность правиле рамки состоит в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очерчивать, ведь они в информационном ряду запоминающихся краше. Правило цепи определяет «внутреннее» структурирования коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в котором сообщение соединенные по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации в целом. Поэтому стилистический барьер между партнерами в таких условиях порождает неправильная организация сообщения. Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким образом:

•от внимания к интересу;

•от интереса к основным положениям;

•от основных положений к возражениям и вопросов;

•ответы, выводы, резюмирование.

     Стилистический  барьер может возникнуть и при  условии, когда форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. Например, пригласили на разговор, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывает у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное. Стилистический барьер возникает тогда, когда информация передается научно- канцелярским стилем, который понятен при чтении и затруднен в слуховом восприятии.

              Литература:

      1. revolution.allbest.ru

Информация о работе Трудности и барьеры коммуникации