Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа
Цель работы – изучение проблемы тревожности у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Изучить особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста и установить причины повышенной тревожности.
Введение……………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое обоснование феномена тревожности…………..
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии…
1.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах…………………………………………………………………………….
Глава II. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми……...
2.1. Проявление тревожности в дошкольном возрасте……………………
2.2. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
Прижизненно инстинктивного игрового поведения осуществляется за счет развития нервных механизмов и поэтому игра детей постепенно в процессе развития совершенствуется и усложняется в зависимости от возрастного этапа. Ранние формы игрового поведения детей настолько прочно закреплены, что на них трудно влиять воспитательными воздействиями. Игры более позднего периода социализированы и легко поддаются прижизненной корректировке.
Сохраняя биологические основы, игра детей уже в раннем периоде несет огромные возможности для вариантов деятельности, для развития творческого, абстрактного освоения мира. В развитии игровой деятельности можно выделить несколько этапов формирования:
1. Включение игрового поведения под влиянием внутренней наследственной программы развития и факторов воздействия, необходимость, обогащенная внешняя предметная (сторона) среда;
2. Включение и обработка врожденных игровых программ под влиянием общения в семье. Особое значение парное взаимодействие;
3. Включение врожденных игровых программ и обработка их в условиях коллективного взаимодействия (в детских коллективах), детский сад, школа. На этом этапе отрабатываются формы взаимодействия в коллективах, подчинение своих интересов интересам коллектива и общества.
Организуя детскую игру, психолог может наблюдать ее соответствие возрастному периоду, видеть уровень отработанности игровых навыков, может установить степень отставания, задержки, удлинения игрового периода.
Диагностика причин не является самоцелью, она подчинена главной задаче-разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития.
Л. С. Выгодский писал об игре, как об основном условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающей уровень его ближайшего развития. Однако создавать ближайшего развития может лишь конкретная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она на сможет способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умению навыков.
Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности - учебной. Если критический период, почему либо пропущен, то последствие этого обычно необратимы. Например, подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать движение детей, оказывает большое влияние и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности, они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. В этих играх развивается сообразительность, смелость, быстрота реакции.
По мнению П. Ф. Лесгафта, они выступают за своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Осознание правил ведет к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу.
Подвижная игра, как и любая другая направлена на достижения определенных целей воспитания и обучения.
Психодиагностика необходима для того, чтобы:
- обеспечить контроль за динамикой психического развития детей;
- дать возможность определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития, как для слабых, так и для сильных;
- установить направление продуктивного развития детей, обнаруживающих особые способности;
- проверить, насколько эффективна психопрофилактическая работа;
- провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучение с целью выявления их развивающегося эффекта и выработке рекомендаций;
- выбрать наиболее актуальную тематику психологического просвещения.
Поэтому речь не может идти отдельно о диагностике и отдельно, о коррекции или развитии. Это единый вид работы: диагностико - коррекционный или диагностико - развивающий. Поэтому в основе моей работы легли игровые методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности, направленной на преодоление или снижение тревожности у детей.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся причин возникновения тревоги, виды тревожности, ее проявление у дошкольников, а также как она влияет на формирование личности.
Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблеме тревожности, можно отметить следующие моменты:
- в современной психологии тревожность – психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически и ситуативно;
- тревожность как личностная черта оказывает неоднозначное воздействие на эффективность деятельности;
- тревожность не всегда осознается субъектом и может регулировать его поведение на неосознаваемом уровне.
Рассматривая особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте, можно сказать, что дети, испытывающие чувство тревоги, обычно неуверенны в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие.
Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, «Деловая книга»., М., Издательский центр «Академия», 1995.
2. Альманах психологических тестов. – М., «КСП», 1995 – с. 333-336.
3. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18
4. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека. // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968, с. 231-235.
7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве.: Норма и отношение. М.: Педагогика, 1990, с. 144.
9. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496с.
10. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
11. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. – 6-е изд. СПб.: Питер, 2003. – 976с.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. :под ред Я. Л. Коменского, Е. А. Панько.- МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997 г. – 237 с.
13. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64с.
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
15. Зимина И.С. Психолого-педагогические условия снижения уровня тревоги в группах мл. дошкол.: Дис. канд. пед. наук/ Урал. гос. пед ун-т. – Екатеринбург, 1996. – 179с.
16. Имеладзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. / Психологические полседования, Тбилиси, изд-во, Мецнисреба, 1960, с. 54-57.
17. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.
18. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997. с. 16-20.
19. Костина Л.М. «Использование недирективной игровой терапии в работе с тревожными дошкольниками»// Семейная психология и семейная терапия № 1 – 2002.
20. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги. // Воспитание школьника. 1990, № 6, с. 34-41.
21. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.
22. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.
23. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004.
24. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
25. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.
26. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности. // Психологический журнал, 1996, № 1, с. 169-174.
27. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.
28. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
29. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб.: прайм. – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432с.
30. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2003. – 432с.
31. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил.
32. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4.
33. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.
34. Степанов С. С. Попытка словаря трудностей. /Ж. «Семья и школа», 1994 г., №1.
35. Столяренко Л.Д. Основы психологии., Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1996, с. 736.
36. Тревога и тревожность /Сост. и общая редакция В.М.Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256с.
37. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество Росии, 1998.- 255 с.
5
Информация о работе Тревожность у детей дошкольного возраста