Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:54, контрольная работа
Трансактный анализ зиждется на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Нормативная часть
Введение в трансактный анализ. Модель эго-состояний.
Анализ трансакций.
Анализ жизненного сценария.
Анализ игр.
Практика и прикладные аспекты трансактного анализа.
Творческая часть
Особенности работы терапевтических групп в традиции трансактного анализа
Вступление
Контракт
Роль руководителя в группе
Структурный анализ, анализ трансакций и игр в рамках терапевтического процесса
Сценарный анализ в групповом процессе
Терапия нового решения
Заключение
Список литературы
Анализ игр. Рэкет и рэкетные чувства.
Когда люди участвуют в играх, кто-то из них обычно неким образом травмируется, и остающиеся после игры неприятные чувства называются “рэкетными”. Наиболее часто испытываемыми рэкетными чувствами являются гнев и депрессия. Рэкетные чувства вынуждают чувства эго-состояния Свободный Ребёнок или те чувства, которые были признаны неуместными родителями. Трансактные терапевты по-разному определяют рэкет: как процесс, приводящий человека к ощущению несчастья, как “сексуализацию, трансактный поиск и эксплуатацию неприятных чувств” (Берн) или как “попытку изменить других людей” (Р. и М. Гулдинги).При помощи рэкетных чувств люди нередко пытаются привлечь внимание членов семьи или близких и отказаться от своих настоящих чувств, которыми долгое время пренебрегали или которые не вызывали никаких ответных реакций. Итак, рэкетом называется использование рэкетных чувств в целях повлиять на других. С рэкетом связано понятие накопления “доплатных марок”, или “психологических купонов” (Берн) – своеобразной валюты этого рэкета. “Доплатные марки” чаще всего получаются людьми в качестве дополнения к повседневным трансакциям. Некоторым людям нравится копить негативные чувства, другие предпочитают изливать их на окружающих. Берн пишет, что люди “понимают, что психологические купоны (...) не бесплатны, что за их коллекции надо платить”, например, психосоматическими заболеваниями. Человеку достаточно сложно бросить собирать свои “доплатные марки” – необходимо не только сделать это, но и отказаться от удовольствия “использовать” накопленную ранее “валюту” трансакционного рэкета. Одна из целей трансактного анализа состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать свои рэкетные чувства и заменить их аутентичными – то есть подлинными – чувствами (например, превращать хроническое беспокойство в энтузиазм, или расценивать хронический гнев как предложение к действию, а затем избавляться от него).
Игры и их психологический анализ.
Играми в трансактном анализе принято называть серии следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с чётко определённым и предсказуемым результатом, в котором заинтересован тот или иной игрок. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, которые содержат ловушку или подвох. В качестве выигрыша выступает определённое эмоциональное состояние, к которому у игрока есть бессознательное стремление – и это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, а чаще это негативное чувство или неприятное ощущение, являющееся для игрока “любимым”. Для идентификации сценариев и игр С. Карпман предложил дидактическую методику “Треугольник судьбы” (Драматический треугольник”). Три вершины его соответствуют позициям Жертвы, Спасателя и Преследователя. Жертвы страдают, проявляют беспомощность и не могут почувствовать, что с ними всё в порядке; Спасатели чувствуют себя в порядке, только помогая Жертвам; наконец, Преследователи критикуют окружающих, манипулируют ими, ставя в положение Жертвы. В итоге имеется возникновение “рэкетных” чувств, постоянное повторение проигрышных ролей. Дабы пресечь такое развитие событий, необходимо осмысление и принятие сознательных усилий для разрыва порочного круга. В работе Э. Берна “Игры, в которые играют люди” описаны десятки игр, различающихся по числу играющих, по используемому материалу, психодинамическим характеристикам, инстинктивным влечениям, гибкости, интенсивности и так далее. Например, “Гость-растяпа”, “Если бы не ты”, “Ну что, попался, негодяй”, “Должник”. Существуют клинические варианты игр: истерический (“Динамо”), с синдромом навязчивости (“Гость-растяпа”), параноидальный (“Ну почему такое случается именно со мной?”), депрессивный (“Опять я за старое”). На приёме у психолога тоже могут возникать игры. К примеру: “Я всего лишь пытаюсь помочь вам”, “Психиатрия”, “Неимущий”, “Крестьянка”, “Дурачок” и так далее. Э. Берн находит шесть преимуществ (вознаграждений) в играх: внутреннее психологическое и внешнее психологическое, внутреннее социальное и внешнее социальное, биологическое, экзистенциальное.
Практика и прикладные аспекты трансактного анализа.
Творческая часть
“Особенности работы терапевтических групп в традиции трансактного анализа”
Введение.
Трансактный анализ – это интеракционная психотерапия, которая обычно проводится в групповой форме. Клиенты знакомятся с основополагающими понятиями, с механизмами поведения и их расстройствами. Целью работы является осознание членами терапевтической группы того, в пределах какого эго-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Структурный анализ даёт возможность членам групп представить и отделить друг от друга свои эго-состояния, а затем добиться доминирования Взрослого над Ребёнком. Развивая это осознание, клиенты исследуют раннее программирование, родительские директивы и свои ранние решения в отношении себя (“я о’кей” или “я не’окей и т.д.) и своей жизненной позиции.
Контракт
В начале практики трансактного анализа лежит понятие контракта. Серии индивидуальных контрактов являются основой групповых занятий; они определяют цели, определённые членами терапевтической группы и условия занятий. Контракт включает в себя описание поведения, например, что клиент будет реже ссориться с близкими людьми или более продуктивно использовать своё время, а не неясных ощущений или абстрактных понятий вроде “счастья” или “удовлетворения жизнью”. Формулировки контракта должны быть в должной мере конкретны и отвечать на вопрос: “Как можно узнать, что вы получили то, за чем пришли в группу?” Важным является тот факт, что контракт вовлекает Взрослое эго-состояние человека в коллективный познавательный процесс, подразумевает взаимное согласие и демократизм в отношениях. По ходу занятий в группах контракт может дополняться и претерпевать изменения.
Роль руководителя в группе
Руководитель
терапевтической группы должен следить
за своими собственными психологическими
потребностями. Это важный момент в
групповой работе. Если руководитель
ощущает, что с ним самим всё
хорошо, то он создаёт модель такого
же самоощущения для группы. Умелый
руководитель при работе с группой
задействует все свои эго-состояния
должным образом: Родитель защищает
и заботится, Взрослый анализирует
и предоставляет информацию, Ребёнок
создаёт атмосферу творчества и
энтузиазма, показывает, как можно
радоваться жизни. Таким образом, умелый
терапевт не берёт на себя роль Спасителя,
а помогает членам группы начать использовать
свои собственные резервы и
Дж. Дюсей и К. Стайнер выделяют четыре терапевтических фактора, которые работают в любой группе:
Структурный анализ, анализ трансакций и игр в рамках терапевтического процесса
Осуществление
вышеупомянутых деконтаминации и рекатексиса
достижимы в том случае, когда терапевт
и члены терапевтической группы умеют
диагностировать эго-состояния. Это делается
различными способами, например, путём
анализа поведения членов группы, употребления
определённых слов и речевых оборотов,
а также жестов, мимики и поз; путём анализа
трансакций; изучением прошлой жизни человека
и его взаимных отношений с близкими людьми
и в семье; наконец, в аутодидактическом
процессе, то есть путём самостоятельной
идентификации эго-состояний (после приобретения
соответствующего опыта). Терапевты в
групповом процессе применяют как свою
интуицию, так и формализованные приёмы,
например, позаимствованную из гештальт-терапии
технику “пустых стульев”: член группы
должен “посадить” все свои эго-состояния
на отдельный стул и призвать их к взаимодействию.
Первым шагом руководителя
группы является помощь участникам в
различении способов поведения эго-состояний
Ребёнок и Взрослый, в понимании
и усилении функции Взрослого. Следующий
шаг заключается в освобождении
эго-состояния Свободного Ребёнка
от чрезмерного влияния эго-
Сценарный анализ в групповом процессе
Основная, долгосрочная цель трансактной терапии в группе состоит в пересмотре своих ранних решений и “переписывании” жизненного сценария. По Э. Берну, особая задача трансактного терапевта заключается в уменьшении значения непродуктивных сценариев. Анализ сценариев требует рассмотренного выше структурного анализа эго-состояний и изучения трансакций. Разыгрывая свои сценарии, люди пытаются восстановить или развить то, что было ими вынесено из раннего семейного опыта. Руководитель может попросить члена группы представить свою семью в виде персонажей пьесы, набросать сюжет и определить роли для каждого персонажа. Такой приём способен вызывать из памяти ранние впечатления, создавая при этом психологически безопасную обстановку, благоприятную для обсуждения родительских влияний, а также конфликтов, страхов, разочарований. Сценарный анализ может проводиться также путём работы с вопросником, составленным Э. Берном. Для идентификации сценариев и игр хорошо работает и “Треугольник судьбы”, предложенный Стивеном Карпманом.
“Терапия нового решения”
По
Р. и М. Гулдингам, главная цель трансактной
терапии состоит в пересмотре своих ранних
решений. Они полагают, что решения принимаются
человеком в ответ на реальные или воображаемые
родительские директивы, и таким образом
мы сами создаём свой сценарий. С помощью
различных психотерапевтических приёмов
члены группы заново переживают сцены
из раннего возраста, возвращают ситуации,
в которых они приняли определённое негативное
решение относительно своей жизни. В конце
концов, клиенты могут принять новое решение
на интеллектуальном и эмоциональном
уровнях – причём большой акцент делается
на рациональном подходе. Гулдинги предложили
свой подход к трансактному анализу в
группах, соединив его вместе с принципами
и приёмами гештальт-терапии, психодрамы
и методик модификации поведения, назвав
его “психотерапией нового решения”
(Redesicion Therapy). Руководитель группы выступает
как учитель, часто использует дидактические
приёмы с целью помощи достижения инсайта
участниками группы и установления контроля
над своей жизнью. Конечной целью терапии
является достижение автономии личности,
что помогает определить свою собственную
судьбу, принять ответственность за свои
поступки и чувства.
Заключение
Терапевтическая группа
создаёт атмосферу, которая способствует
приобретению каждым её участником нового
опыта, а не повторению старых и непродуктивных
сценариев. Руководитель помогает в
выявлении негативных сценариев, вследствие
чего члены группы вольны принять
сами “новые решения”, которые будут
противодействовать сценарию. Чтобы
производить такую работу на самом
глубоком уровне, на уровне эго-состояния
Ребёнок, в терапевтических группах,
основанных на концепциях трансактного
анализа, применяются методы, заимствованные
из гештальт-терапии (“здесь и теперь”,
“пустые стулья”), психодрамы и других
подходов. В работе подчёркивается значение
осмысления ранних решений и сознательное
изменение своей позиции в настоящем времени.
Список литературы: