Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:04, реферат
Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ……………….…………………….…….......4
СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА……………………………….………………11
ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……15
ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ………………..……………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...19
Холерический
темперамент имеет то достоинство, что
позволяет сосредоточить значительные
усилия в короткий промежуток времени.
Зато при длительной работе человеку с
таким темпераментом не всегда хватает
выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии
быстро собраться и сконцентрировать
усилия, но взамен этого обладают ценной
способностью долго и упорно работать,
добиваясь поставленной цели. Тип темперамента
человека необходимо принимать в расчет
там, где работа предъявляет особые требования
к указанным динамическим особенностям
деятельности.
СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА.
К
свойствам темперамента можно отнести
те отличительные индивидуальные признаки
человека, которые определяют собой
динамические аспекты всех его видов
деятельности, характеризуют особенности
протекания психических процессов,
имеют более или менее
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П. К.
Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим
Русалова,
биологически и генетически
Темперамент — это
Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство, характеризующее
связь темперамента со
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Активная сторона восприятия, внимания,
воображения, памяти и
Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
Возбудимость, тормозимость и
Например, одним людям требуется
больше, чем другим, времени для
того, чтобы включиться в умственную
работу или переключиться с
размышления над одной темой
на другую. Одни люди быстрее
запоминают информацию или
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной
От активности и темпа работы
зависит продуктивность
В общении людей обсуждаемые
свойства темперамента
Значительно
различается стиль общения у сильно и
слабо возбудимых людей. Первые реагируют
быстрее, легче входят в контакт, лучше
адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые
индивиды легче прекращают общение, менее
словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции
замедленные. Эти последние нередко отличаются
тем, что много говорят, не отпускают собеседника
и создают впечатление надоедливости.
Они с трудом переключаются в общении
с одной темы на другую, с одного человека
на другого. «Продуктивность» их общения,
т. е. способность сообщить и воспринять
информацию за единицу времени, также
больше, чем у людей противоположного
типа — малоактивных и обладающих невысоким
темпом.
ТЕМПЕРАМЕНТ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенности-организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.
То, что мы, наблюдая за человеком,
воспринимаем как признаки его
темперамента (разнообразные движения,
реакции, формы поведения), часто
является отражением не
Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые
в опыте и носящие
2. Способствующие
максимальному использованию
ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ.
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие
свойства личности, как впечатлительность,
эмоциональность,
Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.
Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент
в некоторой степени влияет на развитие
способностей человека, особенно тех,
в состав которых входят движения с такими
их существенными характеристиками, как
темп, скорость реакции, возбудимость.
В первую очередь это способности, включающие
в свой состав сложные и точные движения
с непростой траекторией и неравномерным
темпом. К ним также относятся способности,
связанные с повышенной работоспособностью
длительной концентрации внимания.