Типы памяти младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить индивидуальные особенности памяти младшего школьника и ее проявления в процессе обучения.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме
Подобрать адекватные методы изучения темы
С помощью отобранных методов выявить индивидуальные особенности памяти младшего школьника.

Содержание

Введение
Определение памяти
Сущность и развитие процесса
Виды памяти и их особенности
- По способу хранения материала
- По преобладающему анализатору
- По характеру участия воли
- Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
Возрастные особенности памяти младших школьников

§2 Практическая часть

Описание методик исследования
2. Обработка данных

Работа содержит 1 файл

контрольная по осиповой.docx

— 41.25 Кб (Скачать)

 

 

2. Обработка данных

 

 

Методика N 1

 

Слуховая памятьКоличество тестируемых

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16

 

 

 

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где  а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда70 60 60 50 70 40 70 50 60 40 30 20 60 40 50 20

 

 

 

20 - 50% - 9 человек

 

60 – 80% - 7 человек

 

90 – 100% - 0 человек

 

 

Зрительная памятьКоличество человек в классе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16

 

 

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где  а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда30 50 60 50 50 60 70 80 20 60 70 20 60 30 20 60

 

 

20 - 50% - 8 человек

 

60 – 80% - 8 человек

 

90 – 100% - 0 человек

 

 

Моторно-слуховая память Количество человек в классе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16

 

 

 

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где  а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда60 30 30 60 50 40 70 40 80 60 30 80 70 30 20 60

 

 

 

20 - 50% - 8 человек

 

60 – 80% - 8 человек

 

90 – 100% - 0 человек

 

 

Комбинированная память Количество человек в классе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16

 

 

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где  а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда80 80 100 80 80 40 70 100 50 50 60 90 30 100 80 70

 

 

 

20 - 50% - 4 человек

 

60 – 80% - 9 человек

 

90 – 100% - 3 человек

 

 

Итоговая таблица

 

Объём памяти 

Слуховая 

Зрительная 

Моторно-слуховая 

комбинированная

до 50% 9 чел 8 чел 8 чел 4 чел

до 80% 7 чел 8 чел 8 чел 9 чел

До 100% ---------- ---------- ---------- 3 чел

 

 

 

 Можно сделать вывод,  что у младших школьников преобладает  комбинированный тип памяти, так  как количество запоминаемых  слов возрастает до 100%, чего нет  у других типов памяти.

 

 

Методика N 2

 

 

 При поведении методики  на выявление влияния смысловых  связей на запоминание и воспроизведение  получили следующие данные.Количество человек в классе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16

 

 

Коэффициент смысловой памяти С=(а/в)*100%70 80 60 40 80 30 40 70 60 70 60 90 70 80 60 60

 

 

 А – количество  слов ряда (постоянное количество  – 10 слов)

 

 В – количество запомнившихся слов

 

 до 50% - 3 человека

 

 больше 50% - 13 человек

 

 Исходя из полученных  данных видно, что у подавляющего  большинства класса преобладает  смысловое (логическое) запоминание,  основой которого является понимание  связей, отражающих существенные  стороны и отношения. Ученики  прочнее и больше запоминают  тот материал, который им более  понятен.

 

Библиография

 

 

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.

 

 Голубева. Индивидуальные особенности памяти человека. М., «Педагогика», 1980 г.

 

Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.

 

Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1985.

 

Журналы «Начальная школа», № 5 1986г., № 4 1994г.

 

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.

 

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

 

Рогов И.С. Настольная книга  практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.

 

Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.

 

Яковлева Е.Л. Диагностика  и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.

 

 

 

27

 

 

 


Информация о работе Типы памяти младших школьников