Типы конфликтных личностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Работа содержит 1 файл

Типы конфликтных личностей.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

2) “Уходящий в сторону”: человек, придерживающийся такой стратегии, стремится перенести конфликтное противостояние в другую сторону, где он не полномочен заниматься спорными проблемами.

Эффективный единственный ответный ход в таком  случае - не давать сбить  себя с пути. В  рассматриваемой  ситуации важно овладеть инициативой, возвращая  внимание к конкретной проблеме, ставшей  объектом конфликтного соперничества и  предлагать свои варианты разрешения конфликтной  ситуации.

3) “Мул”: столкнувшись с конфликтом, человек, придерживающийся такой стратегии поведения, занимает неповоротливую, упрямую позицию. Он сопротивляется любой попытке достижения компромисса и упрямо настаивает на своем. В конфликтном взаимодействии с “мулом” нужны большая терпимость, выдержка и энергия. В столкновении с таким контрагентом эффективно действует метод “пряника” в сочетании с методом “кнута”. Суть заключается в том, чтобы в своем стремлении решить проблему быть упорным не менее чем противоборствующий с вами “мул”, и в то же время проявлять достаточную гибкость, не превращая конфликтную ситуацию в бесплодное столкновение самолюбий.

4)“Петушок”: речь в данном случае идет о таком человеке, который ради того, чтобы избавиться от конфликтной ситуации сейчас, готов на словах пойти на любое решение, в том числе и на невыгодное для себя. Самое важное в столкновении с таким контрагентом - вынудить его спокойно подвести итоги достигнутых договоренностей, подкрепить принятую им позицию парой аргументов, которые он сам не принял во внимание, и по возможности подтолкнуть его скрепить достигнутое соглашение своей подписью. Это заставит его более ответственно и строго относиться к своим словам и обещаниям и выполнять компромиссное решение, если оно будет достигнуто.

5)“Паровой  каток”: такая стратегия свойственна чаще всего людям “решающего” психотипа и чаще всего встречается среди лиц, находящихся на более или менее высоких ступенях служебно-должностной иерархии. Люди подобного типа склонны пробивать дорогу к намеченной цели через любые препятствия. В движении к ней такой индивид с готовностью использует различные методы давления, в том числе запугивания и угрозы, чтобы вынудить партнера принять его условия. Самое главное в противостоянии такому контрагенту - отказаться попадать под его влияние. Самое лучшее здесь - спокойная упорная настойчивость. Очень важно при этом - не позволять запугивать себя, не поддаваться на угрозы и не давать втягивать себя в спор на повышенных тонах. Необходимо со спокойствием и настойчивостью давать понять партнеру, что важные для вас ценности поставлены на карту в конкретном взаимодействии с ним, поэтому вы так просто не намерены уступать оказываемому на вас давлению.

Знание  типичных стратегий  поведенческих реакций  в межличностных  конфликтах, соединенное  с умением применять  характеристики различных  психологических  типов личности в  реальном конфликтном  взаимодействии, предоставляет  широкую панораму использования различных  приемов и способов разрешения конфликтов, варьирование их в  зависимости от конкретной ситуации и типа противостоящего  вам в конфликте  соперника.

Игорь Добротворский. Как относиться к себе и к людям или Практическая психология на каждый день

Типы  конфликтных личностей

Агрессивные. Подразделяются на три полтипа: (танки(, (снайперы( и (взрывники(. Для первых характерна горло поднятая голова, громкий голос  и ощущение самоуверенности. (Танки( абсолютно уверены в том, что  они знают нужды и чаяния своих  коллег и что их советы - самые  компетентные. Но ладить с ними можно. Единственное, чего не любят (танки( - это  агрессивных реакций со стороны  тех, с кем они общаются. При  общении нужно смотреть им прямо  в глаза, называть по имени и фамилии, при высказывании несогласия чаще употреблять  фразы (по моему мнению(, (как мне  представляется( и т. д. Чтобы добиться в споре с (танками( каких-то успехов, надо дать им возможность (выпустить  пар(, и тогда они делаются нередко  даже ручными. 

(Снайперы( действуют  по-другому, они стреляют в  людей различными колкостями  и остротами и тем самым  вносят расстройство в коллективные  действия сотрудников. Самым эффективным  приемом воздействия на (снайперов(  является прямая на них атака.  Если потребовать, чтобы (снайпер(  подробно разъяснил, что он  мыслит под той или иной  своей остротой, тот сникает и  затихает. Однако здесь важна  одна деталь: атаку на (снайперов(  следует проводить так, чтобы  они не теряли своего лица. Иначе они взрываются, или затаиваются  (с камнем за пазухой(. 

(Взрывники( - это  те, кто внезапно оглашает помещение  криками, кто обрушивается на  оппонентов с бранью. Эти типы  так артистично выходят из  себя, что создают впечатление  у окружающих будто их сильно  обидели, подкусили, будто под  них делают (подкоп(. Тактика обращения  с такими типами очень проста: дайте им выплеснуть из себя  накопившиеся эмоции. Тогда минут  через пять эти типы начинают  ощущать потребность извиниться.

Жалобщики. Обычно пересыпают свою речь словами (всегда( или (никогда(. Эти типы так красочно описывают  свои (беды(, что у слушателя нередко  складывается мнение в их пользу. Они  хотят, чтобы их слушали в спокойной  обстановке и непременно сидя. Ошибку допускает тот, кто соглашается  с жалобщиками или наоборот доказывает им, что они не правы. Лучшее, что  можно сделать в таких случаях - это перефразировать жалобы своими словами, дав этим типам понять, что  переживание их замечено. 

Нерешительные. Обычно встречаются два подтипа: (аналитики(, те, что боятся сделать ошибку, и (добряки(, те, что не хотят наживать себе врагов. Подобного типа люди делают так много пробных шагов перед  тем, как что-либо сделать, что вызывают раздражение у окружающих. Чтобы  решиться на какой-либо шаг, (аналитики( готовы перерыть гору документов, проделать  массу вычислений. Будучи слишком  осмотрительными, они, если уж на что  решились, то непременно добьются успеха. Нерешительные сторонятся тех, кто  на них оказывает давление. Навязанные им предписания они исполняют  без энтузиазма. 

Безответственные. В  какой-то степени - это тревожные  личности, однако тревоги порождают  у них не уход от конфликта, а агрессию. Самое лучшее, что действует на таких людей, так это дружеское  расположение к ним. С этими типами не нужно тратить время на разговоры. Если они почувствуют к себе теплоту  отношения, поведение их как бы само собою войдет в рамки. 

Всезнайки. Это прежде всего (эрудиты(, суждения которых оказываются  на 75% профессионально обоснованными, и (липовые эрудиты(, которые лишь на словах пытаются доказать свой профессионализм. (Эрудиты( в сущности являются ценными  работниками, но они ведут себя так  вызывающе, что порождают у окружающих чувство неполноценности. Тем, кому по воле судьбы, приходится иметь дело с (эрудитами(, нужно всегда продумывать  свою тактику действий. Если (эрудиты( слишком зарываются, то их можно  остановить конкретными вопросами. Следует помнить, что (эрудиты( редко  соглашаются на то, чтобы признать свои ошибки. (http://ezoteric.polbu.ru/dobrotvorsky_psychology/ch40_ii.html)

Основные  типы конфликтных  личностей

Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк; В. П. Захаров, Ю. А. Симоненко), опишем 5 основных типов конфликтных личностей.

Конфликтная личность - демонстративный  тип.

1. Хочет быть в  центре внимания. 
2. Любит хорошо выглядеть в глазах других. 
3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. 
4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. 
5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. 
6. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. 
7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. 
8. Кропотливой систематической работы избегает. 
9. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. 
10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность - ригидный тип.

1. Подозрителен. 
2. Обладает завышенной самооценкой. 
3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. 
4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. 
5. Прямолинеен и негибок. 
6. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. 
7. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. 
8. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. 
9. Малокритичен по отношению к своим поступкам. 
10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность – неуправляемый  тип.

1. Импульсивен, недостаточно  контролирует себя. 
2. Поведение такого человека плохо предсказуемо. 
3. Ведет себя вызывающе, агрессивно. 
4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. 
5. Характерен высокий уровень притязаний. 
6. Несамокритичен. 
7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. 
8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. 
9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. 
10. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность – сверхточный  тип.

1. Скрупулезно относится  к работе. 
2. Предъявляет повышенные требования к себе. 
3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. 
4. Обладает повышенной тревожностью. 
5. Чрезмерно чувствителен к деталям. 
6. Склонна придавать излишнее значение замечаниям окружающих. 
7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. 
8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). 
9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. 
10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность – бесконфликтный тип.

1. Неустойчив в  оценках и мнениях. 
2. Обладает легкой внушаемостью. 
3. Внутренне противоречив. 
4. Характерна некоторая непоследовательность поведения. 
5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. 
6. Недостаточно хорошо видит перспективу. 
7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. 
8. Излишне стремится к компромиссу. 
9. Не обладает достаточной силой воли. 
10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет – относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны  выше. Конфликтность, ставшую свойством  личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких  личностей. Реальную помощь им может  оказать специалист – практический психолог.

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические  психологические особенности, обусловленные  базовыми свойствами индивидуальности.

Источник: Морозов  А.В. Деловая психология

Конспект  лекции 5. Конфликтная  личность

Конфликтная личность в трудных  ситуациях

Типы  конфликтных личностей

Конфликтная личность в трудных  ситуациях

   Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

   Представленные  в Таблице «Типы конфликтных  личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня.

   Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.

   Завышенный  или заниженный уровень  притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

    Типы  конфликтных личностей

Тип конфликтнойличности Поведенческие характеристики
Демонстративный Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть  в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляетсяситуативно и слабо воплощается в жизнь.Кропотливой, систематической работы избегает.Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
Ригидный Подозрителен. Прямолинеен  и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо  предсказуемым поведением, часто  ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормыобщения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность,последовательно претворять планы в жизнь.Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.
Сверхточный Скрупулезно относится  к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-закажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный» Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит  от мнения окружающих. Характерна некоторая  непоследовательность в поведении.Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу.Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.

Информация о работе Типы конфликтных личностей