Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:19, реферат
Построение внутренних представлений о внешних событиях является необходимой предпосьшкой способности к мышлению. При наличии внутреннего представления об окружающем мире уже не обязательно вьшолнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путем мысленного моделирования. Мысленное моделирование событий — сущность мышления.
Мышление —
процесс моделирования
Типы мышления.
Построение внутренних
представлений о внешних
Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где было показано, что главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделены механически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.
Механически-ассоциативный
тип мышления. Ассоциации формируются
преимущественно по законам смежности,
сходства или контраста. Здесь нет
и четкой цели мышления, т.е. того особого
регулятора, который обеспечивает подбор
нужного материала и
Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — "руководящие представления". Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.
Наше обычное
мышление состоит как из логически-ассоциативного
(апперцептивного), так и из механически-ассоциативного
мышления. Первое мы имеем при концентрированной
интеллектуальной деятельности, второе
— при утомлении.
Методы мышления.
Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.
Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.
Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).
Суждение, как
наименьшую единицу логического
мышления, выделил Платон. Аристотель
в свою очередь показал, что только
в наиболее общих суждениях, истинных
для всех объектов данного класса,
могут выражаться законы природы
и общества. Он доказал, что если
обе посылки частные, то из них
нельзя сделать строгого логического
вывода. Строгий логический вывод
может быть получен только методом
дедукции. Например, два суждения: "Драгоценные
металлы не ржавеют" (большая посылка)
и "Золото — драгоценный металл"
(малая посылка), — взрослый человек
с развитым мышлением воспринимает
не как два изолированных