Типы и методы мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

Построение внутренних представлений о внешних событиях является необходимой предпосьшкой способности к мышлению. При наличии внутреннего представления об окружающем мире уже не обязательно вьшолнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путем мысленного моделирования. Мысленное моделирование событий — сущность мышления.

Работа содержит 1 файл

Мышление.docx

— 13.56 Кб (Скачать)

Мышление —  процесс моделирования систематических  отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Типы мышления.

Построение внутренних представлений о внешних событиях является необходимой предпосьшкой способности к мышлению. При наличии внутреннего представления об окружающем мире уже не обязательно вьшолнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путем мысленного моделирования. Мысленное моделирование событий — сущность мышления.

Первые попытки  выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в  психологии, где было показано, что  главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления  выделены механически-ассоциативный  и логически-ассоциативный типы мышления.

Механически-ассоциативный  тип мышления. Ассоциации формируются  преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет  и четкой цели мышления, т.е. того особого  регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование  причинно-следственных ассоциаций. Такое "свободное" (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать  во сне (этим часто объясняется причудливость  некоторых образов сновидений), а  также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное  мышление отличается целенаправленностью  и упорядоченностью. Для этого  всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — "руководящие представления". Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.

Наше обычное  мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной  интеллектуальной деятельности, второе — при утомлении. 
 
 
 
 

Методы мышления.

Умозаключение является наиболее сложной формой и  продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три  основных метода (способа) получения  умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Суждение, как  наименьшую единицу логического  мышления, выделил Платон. Аристотель в свою очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса, могут выражаться законы природы  и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них  нельзя сделать строгого логического  вывода. Строгий логический вывод  может быть получен только методом  дедукции. Например, два суждения: "Драгоценные  металлы не ржавеют" (большая посылка) и "Золото — драгоценный металл" (малая посылка), — взрослый человек  с развитым мышлением воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать  только один вывод — "Следовательно, золото не ржавеет". Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм  является истинной основой логического  мышления. Благодаря силлогизмам  и другим логическим формам мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.

Информация о работе Типы и методы мышления