Типология Павлова И.П.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности - генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Работа содержит 1 файл

Павлов И.П..docx

— 24.45 Кб (Скачать)

Источник:

Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение  в общую психологию»

 

 

Типология Павлова И.П.

 

Человек (или животное) рождается  индивидом. Он имеет обусловленные  природой особенности - генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Наиболее серьезная попытка  подвести физиологическую базу под  темперамент связана с именем И. П. Павлова, а также с именами  советских психологов Б. М. Теплова  и В. Д. Небылицына, идеи которых продолжают разрабатывать их сотрудники и ученики  и по сей день.

Первоначально эта физиологическая  концепция получила в школе Павлова  название учения о типах нервной системы, а позже она трансформировалась в "учение о свойствах нервной системы".

И. П. Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись  условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются  между собой по многим параметрам - по скорости и легкости выработки  условных связей, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену  положительных подкреплений стимулов на отрицательные и т. д.

Анализ соответствующих  экспериментальных ситуаций показал, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств И. П. Павлов выделил три: силу, уравновешенность и подвижность.

Так, если собака могла выдержать  действие очень сильного раздражителя, не впадая в запредельное торможение, она демонстрировала силу нервной  системы. Если у нее очень быстро вырабатывались условные рефлексы с  положительным подкреплением и  очень плохо - с отрицательным, то ее нервная система отличалась неуравновешенностью  с преобладанием процесса возбуждения  и т. п.

Наряду с этим Павлов и  его сотрудники наблюдали общую картину поведения животных. Одни и те же животные исследовались в течение многих лет, так что каждое животное становилось известным по типичной манере своего поведения. Так определились агрессивные животные, которые могли даже укусить хозяина, наоборот, трусливые собаки, которые чуть что - поджимали хвост и уши, спокойные, которые мало на что реагировали, подвижные, "как ртуть", и т. д.

И вот встал вопрос: а  нельзя ли скоррелировать особенности  поведения животных с теми находимыми в лабораторных испытаниях свойствами нервных процессов, которые оказывались  также характерными для каждого  индивида? Такая работа по коррелированию двух систем индивидуальных свойств - свойств нервной системы (или высшей нервной деятельности) и особенностей поведения - была проведена и привела к очень известной схеме. Определенные сочетания этих свойств были зафиксированы

как типы нервной системы, или, что то же самое, как типы высшей нервной деятельности.

Так были выделены следующие  четыре типа: сильный - уравновешенный - подвижный; сильный - уравновешенный - инертный; сильный - неуравновешенный; слабый.

И. П. Павлов счел возможным  приписать каждому из этих типов  название соответствующего темперамента по Гиппократу (см. схему).

Эта очень известная схема  И. П. Павлова до сих пор приводится в некоторых учебниках психологии (например, для педвузов) как последнее  слово науки о темпераментах, хотя она уже давно устарела и  преодолена дальнейшим развитием исследований как в школе Павлова, так и  в советской дифференциальной психологии.

Основные положения, на которых  строилась эта концепция Павлова  и по которым шел ее критический  пересмотр. Таких положений Юлия Гиппенрейтер выделила пять.

1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.

2. Эти свойства нервной системы могут или, лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.

3. Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного.

4. Сочетания основных свойств образуют четыре основных типа нервной системы (НС), или высшей нервной деятельности (ВНД).

5. Эти основные типы НС соответствуют четырем классическим типам темперамента, т. е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах.

Уже при жизни И. П. Павлова  стали выявляться и постепенно накапливаться  факты следующего рода: по общей  картине поведения животное следовало  отнести к какому-либо одному темпераменту, а по лабораторным испытаниям - к  другому. Иными словами, в опытах это животное показывало набор совсем других свойств НС, чем в поведении, иногда эти свойства по своему смыслу оказывались даже противоположными.

Пример с одной собакой. По поведению трусливое, покорное существо, при обращении к нему "стелется" по земле, взвизгивает, мочится. Таким образом, по всем признакам - слабый тип, меланхолик. Однако в станке (т. е. в лабораторных испытаниях) собака работает прекрасно, обнаруживает сильную уравновешенную нервную систему.

Наблюдались и противоположные  случаи. Например, бодрые, оживленные и  общительные животные оказывались  по экспериментальным процедурам представителями  слабого типа.

На основании подобных фактов И. П. Павлов окончательно отказался  ориентироваться в определении  типа НС на картину поведения и  сделал вывод о том, что типы НС должны определяться только по лабораторным процедурам, выявляющим особенности условно-рефлекторной деятельности [84, II, с. 358 - 359]. Но тем самым, как вы понимаете, он отказался от того, чтобы рассматривать типы НС как физиологическую базу темпераментов, понимаемых как "картины поведения".

 

Более того, он изменил значение слова "темперамент", введя понятия "генотип" и "фенотип". Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".

Это очень важный момент, поскольку тем самым Павлов, по сути, дал чисто физиологическую  интерпретацию темперамента, отрешившись  от его психологических аспектов. Психологические же аспекты темперамента он назвал характером.

Во всяком случае, последний  тезис (п. 5) уже сам Павлов признал  неверным: основные типы НС не соответствуют  основным типам темперамента (в психологическом  смысле).

Вскоре после этого  был критически пересмотрен вопрос о количестве основных типов НС (п. 4). Возник вопрос: а почему именно названные  типы следует считать основными? Разве только такие комбинации свойств  возможны? Ведь теоретически можно  говорить о сильном - неуравновешенном - подвижном типе, слабом - уравновешенном - подвижном, слабом - неуравновешенном - инертном и т. п. Да еще можно  учитывать особенности отдельно тормозного и возбудительного процессов. Короче говоря, уже Павлов признавал, что различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа. И действительно, позднее, при исследовании ВНД человека, оказалось, что стойких сочетаний основных свойств НС гораздо больше, чем четыре.

Почему же были выделены именно четыре типа, и именно такие четыре типа? Б. М. Теплов считает, что на Павлова, по-видимому, повлияла гиппократовская  классификация темпераментов. Других оснований у него не было.

Было критически пересмотрено понятие "общие свойства НС". Это  было очень неприятное открытие. Оно  состояло в том, что по мере умножения  экспериментальных процедур стали  получаться противоречивые факты. По одной  процедуре индивид обнаруживал  одни свойства НС, а по другой - другие. Например, при болевом подкреплении НС оказывалась сильной, а при  пищевом - слабой.

Далее выяснилось, что разные свойства НС обнаруживаются у одного и того же испытуемого и в том  случае, если раздражители адресованы разным анализаторам. В лаборатории  Теплова была проведена большая  работа по вычислению коэффициентов  корреляции между показателями, полученными  на зрительных, слуховых, тактильных анализаторах при определении одного и того же свойства. Эти коэффициенты были, как правило, низкими, а иногда даже равны нулю.

В результате пришлось говорить не об общих, а о частных свойствах НС, имея в виду свойства отдельных анализаторных систем, и не об общих типах НС, а о парционалъных типах, имея в виду различные подкрепления.

К трем основным свойствам  были добавлены еще два - динамичность и лабильность. Был поставлен  вопрос о выделении среди них  первичных и вторичных свойств. Таким образом, представления об основных свойствах НС (п. 3) продолжают меняться и уточняться.

Далее было поставлено под  сомнение положение о том, что  свойства нервной системы должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур .

 

В частности В. Д. Небылицын  в конце рано оборвавшейся жизни  возглавил поиски физиологических  основ индивидуальности в свойствах  лобно-ретикулярных структур головного  мозга, которые определяют общую  активность поведения и его регуляцию, и лобно-лимбических структур, которые  заведуют эмоциональными аспектами  поведения .

Конечно, если существуют физиологические  основы индивидуальных различий поведения, то их следует искать прежде всего  в центральной нервной системе.

Однако ЦНС не существует отдельно от организма. Ее особенности - частичное проявление своеобразия  каждого организма вообще.

Подводя итог развитию "учения о темпераментах", можно констатировать ,что начало состояло в том, что Гиппократом были постулированы четыре типа темперамента, которые понимались в сугубо физиологическом смысле.

Позже с ними были сопоставлены четыре психологических типа темперамента, что положило начало психологической  линии. Дальнейшие поиски реальных органических основ темперамента все время  соотносились с этими психологическими типами. Одна из последних попыток  этого рода - учение о типах НС (или типах ВНД) Павлова. Типы НС некоторое  время рассматривались как физиологическая  основа темперамента.

Одновременно сохраняется  и развивается другой подход к  темпераменту. Он характерен для работ  собственно психологического направления. Их автор идут от анализа только поведения. В этих работах при определении темперамента признак врожденных (или органических) основ, как правило, не фигурирует; главную нагрузку несет признак "формально-динамических свойств поведения", которые пытаются абстрагировать из целостных поведенческих актов.

Однако при таком подходе  обнаруживается своя существенная трудность. Указанный признак также не позволяет  однозначно решить вопрос о круге  конкретных свойств, которые следует  отнести к темпераменту. Среди  них перечисляются и "предельно  формальные" особенности поведения, такие как темп, ритм, впечатлительность, импульсивность, и более "содержательные" свойства, которые чаще относят к характеру, например инициативность, стойкость, ответственность, терпимость, кооперативность, и даже такие личностно-мотивационные особенности, как любовь к комфорту, стремление к господству и т. п. Тенденция расширять круг свойств темперамента особенно характерна для авторов так называемых факторных исследований личности [74]. Она приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью.

 

В качестве самого общего итога  приходится констатировать, что, хотя темперамент и характер в психологии различаются, четкой границы между  ними не проводится. В самом общем  и приблизительном смысле темперамент  продолжает пониматься либо как "природная  основа", либо как "динамическая основа" характера.

Многое же из того, что  составляло ранее психологическую  часть представлений о темпераменте, ассимилировано характерологией.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении  характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут  быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно  так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности.

Так, для двигательной сферы  прилагательными, описывающими темперамент, будут "быстрый", "подвижный", "резкий", "вялый", а качествами характера - "собранный", "организованный", "аккуратный", "расхлябанный". Для характеристики эмоциональной  сферы в случае темперамента применяют  такие слова, как "живой", "импульсивный", "вспыльчивый", "чувствительный", а в случае характера - "добродушный", "замкнутый", "недоверчивый". Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью.

Говорят о личности "высокой", "выдающейся", "творческой", "серой", "преступной" и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как "тяжелый", "жестокий", "железный", "мягкий", "золотой". Ведь мы не говорим "высокий  характер" или "мягкая личность".

Таким образом, анализ житейской  терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более  убеждают в этом следующие соображения: когда даются оценки характера и  личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только совпадать, но и быть противоположными по знаку.

 


Информация о работе Типология Павлова И.П.