Теория развития
Выготского.
Л.С.Выготский впервые
перешел от утверждения о важности среды
для развития к выявлению конкретного
механизма этого влияния среды, который,
собственно, и изменяет психику ребенка,
приводя к появлению специфических для
человека высших психических функций.
Таким механизмом Выготский считал интериоризацию,
прежде всего интериоризацию знаков -
искусственно созданных человечеством
стимулов-средств, предназначенных для
управления своим и чужим поведением.
Опосредованность развития человеческой
психики "психологическими орудиями"
характеризуется еще и тем, что операция
употребления знака, стоящая в начале
развития каждой из высших психических
функций, первое время всегда имеет форму
внешней деятельности, т.е. превращается
из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько стадий.
Начальная связана с тем, что другой человек
(взрослый) с помощью определенного средства
управляет поведением ребенка, направляя
реализацию его какой-либо непроизвольной
функции. На второй стадии ребенок уже
сам становится субъектом и, используя
данное психологическое орудие, направляет
поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает
применять к самому себе (как объекту)
те способы управления поведением, которые
другие применяли к нему, и он - к ним. Таким
образом, пишет Выготский, каждая психическая
функция появляется на сцене дважды - сперва
как коллективная, социальная деятельность,
а затем как внутренний способ мышления
ребенка. Между этими двумя "выходами"
лежит процесс интериоризации, "вращивания"
функции вовнутрь.
Даже превращаясь
во внутренние психические процессы,
высшие психические функции сохраняют
свою социальную природу - "человек
и наедине с собой сохраняет
функции общения". Согласно Выготскому,
слово относится к сознанию
как малый мир к большому, таким
образом можно сказать, что речь (осмысленное
слово) дает толчок для развития мышления
и интеллекта.
Выдвижение принципа
"внешнее через внутреннее"
в культурно-исторической теории
Выготского расширяет понимание
ведущей роли субъекта в различных
видах активности - прежде всего
в ходе обучения и самообучения.
Процесс обучения трактуется
как коллективная деятельность,
а развитие внутренних, индивидуальных
свойств личности ребенка имеет
ближайшим источником его сотрудничество
с другими людьми. Выготский подчеркивал,
что обучение может быть развивающим только
в том случае, если оно будет адекватным
для данного ребенка по форме и содержанию.
По форме оно должно быть выше уровня актуального
развития, т.к. иначе оно не будет давать
ничего нового для интеллекта, но и не
должно выходить за пределы зоны ближайшего
развития, т.к. в этом случае ребенок просто
не усвоит нужный материал. При этом автор
подчеркивает, что уровень потенциального
развития соответствует способностям
ребенка, в то время как актуальное развитие
показывает его обученность (зона ближайшего
развития - это та зона, в которой ребенок
может освоить новое при помощи взрослого).
Возникшие в тот или иной период новообразования
качественно меняют психологическое функционирование
личности. Кризисы играют роль ступеней
в поступательном движении развития, таким
образом важны не сами кризисы, а время
между ними, когда и происходит освоение
новообразования (новообразование - те
психические и социальные изменения, которые
определяют сознание и деятельность человека
определенного возраста).
Л.С.Выготский выстроил
следующую периодизацию:
1. Кризис новорожденности.
Роды влекут за собой появление
такого новообразования как -
индивидуальная психическая жизнь.
2. Младенчество (0 - 1
год). Жизнь зарождается в период
эмбрионального развития, с рождением
эта жизнь становится индивидуальным
существованием (отдельно от матери).
Эта индивидуальная жизнь, будучи
первой формой бытия ребенка
как социального существования,
является и психической жизнью,
т.к. только психическая жизнь
может быть частью социальной
жизни окружающих ребенка людей.
Первый год жизни характеризуется
переходным процессом, отделение
от матери. Еда, сон и рефлексивное
освоение мира - главные функции
новорожденного. Еда происходит
по животному принципу: раздражение
вызывает действие и активизирует
пищеварительный процесс (около
3 мес. появляется небольшое осознание
голода). Что касается сна, то
ребенок спит 80% всего дня, но
сон его очень не равномерен:
краткие промежутки сна чередуются
с краткими промежутками бодрствования.
В первые месяцы ребенок просыпается
каждые 1,5-2 часа для еды и общения, что
занимает около 30 минут. Со временем промежутки
бодрствования увеличиваются. Примерно
к 10 месяцам у ребенка появляется активный
интерес (тянет ручки к игрушке, плюет
еду и т.д.), что говорит о наступлении кризиса
первого года жизни.
3. Кризис одного
года. Превращение из новорожденного
в ребенка возможно благодаря
появлению таких новообразований
как речь и хождение.
4. Раннее детство
(1 - 3лет). Источником появления речи
являются взаимоотношения и взаимодействия
со взрослыми. Овладение речью приводит
к перестройке всей структуры сознания.
Ребенок начинает использовать речь как
инструмент. В этот период ребенок открывает
значения слов, начинает осмыслять те
звуки, которые произносит взрослый, таким
образом дает толчок для развития наглядно-действенного
мышления. В это время ребенок еще может
обобщать название предмета и его свойства,
что можно увидеть из детского словообразования.
Например: "мокресс" = мокрый + компресс;
"мазелин" = вазелин + мазать. Примерно
с 10 месяцев отмечают неравномерное развитие
мальчиков и девочек. В среднем девочки
раньше, чем мальчики начинают ходить,
говорить и научаются навыкам опрятности.
Освоение речи приводит к
5. Кризис трех
лет. Ребенок начинает понимать,
что он не продолжение матери,
а другой, отдельный человек. Впервые
говорит НЕТ и Я САМ. Появляется следующее
новообразование - это установление социальных
отношений между ребенком и окружающими
его людьми, т.е. социализация.
6. Дошкольный возраст
(3 - 7лет). Происходит наиболее сильное
развитие всех психических функций
(изменение речи, развитие мышления,
счета, математики и т.д.). Развивается
внутренняя речь и воля. Ребенок
уже способен делать то, что
ему не интересно. Но основной
вид научения - игровая деятельность.
Пройдя социализацию ребенок подходит
к
7. Кризис семи
лет. У ребенка появляется осмысленная
ориентировка в своих переживаниях,
т.е. ребенок открывает для
себя мир своих переживаний.
И появляются такие новообразования
как самолюбие и самооценка.
8. Младший школьный
возраст (7 - 12лет). Этот период
очень напряженный для ребенка.
Основная деятельность - социальная
(обучение). Накопление пассивного
словаря и освоение второй
знаковой системы (чисел) дает
толчок для развития логического
и абстрактного мышления. Следовательно,
происходит перекос в развитие
левого полушария. Происходит
сильное качественное изменение
в сознании: формируется самооценка,
значимым человеком становится
учитель.
9. Кризис тринадцати
лет. Появление рефлексии.
10. Подростковый (пубертатный)
период (12 - 17лет). Появление рефлексии
у подростка совершенно перестраивает
его психическую деятельность. Это
новообразование является третьим
уровнем самоорганизации: "наряду
с первичными условиями индивидуального
склада личности (задатки, наследственность)
и вторичными условиями ее
образования (окружающая среда,
приобретенные знаки) здесь вступают
третичные условия (рефлексия,
самооформление)". Третичные функции
и составляют основу самосознания. Из-за
гармонального развития ребенок начинает
наиболее ярко примерять на себя половую
роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения.
Значимыми людьми становятся сверстники,
родители обесцениваются. Также появляется
умение оперировать абстрактными понятиями,
освоение планирования и развитие логического
мышления.
11. Кризис семнадцати
лет. Социализация.
12. Юношеский период
(17 - 21 года). Социальное опробирование
себя. Проверка "дружбы" и в зависимости
от этого формирование доверия или недоверия
к людям. Происходит формирование молодых
семей.