Теория развития Выготского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Л.С.Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который, собственно, и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Работа содержит 1 файл

Теория Выготского.docx

— 18.50 Кб (Скачать)

Теория развития Выготского.

 Л.С.Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который, собственно, и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т.е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо непроизвольной функции. На второй стадии ребенок уже сам становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он - к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды - сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

 Даже превращаясь  во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют  свою социальную природу - "человек  и наедине с собой сохраняет  функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию  как малый мир к большому, таким образом можно сказать, что речь (осмысленное слово) дает толчок для развития мышления и интеллекта.

 Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-исторической теории  Выготского расширяет понимание  ведущей роли субъекта в различных  видах активности - прежде всего  в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется  как коллективная деятельность, а развитие внутренних, индивидуальных  свойств личности ребенка имеет  ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми. Выготский подчеркивал, что обучение может быть развивающим только в том случае, если оно будет адекватным для данного ребенка по форме и содержанию. По форме оно должно быть выше уровня актуального развития, т.к. иначе оно не будет давать ничего нового для интеллекта, но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, т.к. в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал. При этом автор подчеркивает, что уровень потенциального развития соответствует способностям ребенка, в то время как актуальное развитие показывает его обученность (зона ближайшего развития - это та зона, в которой ребенок может освоить новое при помощи взрослого). Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Кризисы играют роль ступеней в поступательном движении развития, таким образом важны не сами кризисы, а время между ними, когда и происходит освоение новообразования (новообразование - те психические и социальные изменения, которые определяют сознание и деятельность человека определенного возраста).

 Л.С.Выготский выстроил следующую периодизацию:

1. Кризис новорожденности.  Роды влекут за собой появление  такого новообразования как - индивидуальная психическая жизнь.

2. Младенчество (0 - 1 год). Жизнь зарождается в период  эмбрионального развития, с рождением  эта жизнь становится индивидуальным  существованием (отдельно от матери). Эта индивидуальная жизнь, будучи  первой формой бытия ребенка  как социального существования,  является и психической жизнью, т.к. только психическая жизнь  может быть частью социальной  жизни окружающих ребенка людей.  Первый год жизни характеризуется  переходным процессом, отделение  от матери. Еда, сон и рефлексивное  освоение мира - главные функции  новорожденного. Еда происходит  по животному принципу: раздражение  вызывает действие и активизирует  пищеварительный процесс (около  3 мес. появляется небольшое осознание  голода). Что касается сна, то  ребенок спит 80% всего дня, но  сон его очень не равномерен: краткие промежутки сна чередуются  с краткими промежутками бодрствования.  В первые месяцы ребенок просыпается каждые 1,5-2 часа для еды и общения, что занимает около 30 минут. Со временем промежутки бодрствования увеличиваются. Примерно к 10 месяцам у ребенка появляется активный интерес (тянет ручки к игрушке, плюет еду и т.д.), что говорит о наступлении кризиса первого года жизни.

3. Кризис одного  года. Превращение из новорожденного  в ребенка возможно благодаря  появлению таких новообразований  как речь и хождение.

4. Раннее детство  (1 - 3лет). Источником появления речи  являются взаимоотношения и взаимодействия  со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент. В этот период ребенок открывает значения слов, начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый, таким образом дает толчок для развития наглядно-действенного мышления. В это время ребенок еще может обобщать название предмета и его свойства, что можно увидеть из детского словообразования. Например: "мокресс" = мокрый + компресс; "мазелин" = вазелин + мазать. Примерно с 10 месяцев отмечают неравномерное развитие мальчиков и девочек. В среднем девочки раньше, чем мальчики начинают ходить, говорить и научаются навыкам опрятности. Освоение речи приводит к

5. Кризис трех  лет. Ребенок начинает понимать, что он не продолжение матери, а другой, отдельный человек. Впервые  говорит НЕТ и Я САМ. Появляется следующее новообразование - это установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация.

6. Дошкольный возраст  (3 - 7лет). Происходит наиболее сильное  развитие всех психических функций  (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается  внутренняя речь и воля. Ребенок  уже способен делать то, что  ему не интересно. Но основной  вид научения - игровая деятельность. Пройдя социализацию ребенок подходит к

7. Кризис семи  лет. У ребенка появляется осмысленная  ориентировка в своих переживаниях, т.е. ребенок открывает для  себя мир своих переживаний.  И появляются такие новообразования  как самолюбие и самооценка.

8. Младший школьный  возраст (7 - 12лет). Этот период  очень напряженный для ребенка.  Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного  словаря и освоение второй  знаковой системы (чисел) дает  толчок для развития логического  и абстрактного мышления. Следовательно,  происходит перекос в развитие  левого полушария. Происходит  сильное качественное изменение  в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится  учитель.

9. Кризис тринадцати  лет. Появление рефлексии.

10. Подростковый (пубертатный)  период (12 - 17лет). Появление рефлексии  у подростка совершенно перестраивает  его психическую деятельность. Это  новообразование является третьим  уровнем самоорганизации: "наряду  с первичными условиями индивидуального  склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее  образования (окружающая среда,  приобретенные знаки) здесь вступают  третичные условия (рефлексия,  самооформление)". Третичные функции и составляют основу самосознания. Из-за гармонального развития ребенок начинает наиболее ярко примерять на себя половую роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения. Значимыми людьми становятся сверстники, родители обесцениваются. Также появляется умение оперировать абстрактными понятиями, освоение планирования и развитие логического мышления.

11. Кризис семнадцати  лет. Социализация.

12. Юношеский период (17 - 21 года). Социальное опробирование себя. Проверка "дружбы" и в зависимости от этого формирование доверия или недоверия к людям. Происходит формирование молодых семей.

Информация о работе Теория развития Выготского