Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:08, контрольная работа
Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический подход Гальперина, выдвинутые им теории (и прежде всего - теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.
Введение
Гальперин Петр Ильич. Краткая биография.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
педагогики и психологии детства
Контрольная работа
по педагогической психологии
Теория
поэтапного формирования умственных действий
Петра Яковлевича Гальперина
выполнила: студентка 441 группы
Кропп Ю. С.
проверил:
Артеменко Б. А.
Челябинск 2010
План:
Введение
Гальперин Петр Ильич. Краткая биография.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Список литературы
Гальперин
Петр Ильич
Выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.). В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).
Гальперин
- является одним из ведущих отечественных
ученых в области общей, возрастной
и педагогической психологии, автор
всемирно известных теорий и подходов.
Гальпериным выдвинуто
Гальперин
создал не знающее аналогов в современной
науке о человеке психологическое
мировоззрение, не только открывающее
радикально новые перспективы для переосмысления
психической реальности, но и являющиеся
надежной основой для качественного улучшения
обучения различным предметам, на разных
возрастных уровнях. Общепсихологический
подход Гальперина, выдвинутые им теории
(и прежде всего - теория планомерно-поэтапного
формирования умственной деятельности
человека) неоднократно становились предметом
специальных симпозиумов и круглых столов
международных и национальных конгрессов
и конференций.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Среди
психологических теорий концепция
П.Я. Гальперина занимает особое место,
так как в ней содержится глубокий
анализ собственно психологических
свойств человеческого
П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного
формирования умственных действий и понятий
с заданными свойствами в начале 50-х годов.
Первое упоминание об этой гипотезе было
сделано в его выступлении в 1952 г. в прениях
на совещании по вопросам перестройки
психологической науки. В 1953 г. в Москве
состоялось совещание по психологии, на
котором Гальперин сделал доклад о формировании
умственных действий. Положения выдвинутой
им гипотезы были в дальнейшем обобщены
и углублены в докладе “Типы ориентировки
и типы формирования действий и понятий”
(1958) и статье “Развитие исследований
по формированию умственных действий”.
За прошедшие полвека теория П.Я. Гальперина не только выдержала натиск и устояла в борьбе мнений, но и превратилась из общей схемы (гипотезы, как в начале называл ее сам автор) в оригинальную, достаточно конструктивную теорию усвоения.
Прежде всего следует указать на то, что это деятельностная теория усвоения. Действие, названное в работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна единицей психологического анализа, впервые выполнило эту функцию в рассматриваемой теории. Действие имеет системное строение, где разные по психологической природе элементы увязаны в единое целое. В силу этого такая единица анализа ведет к новой систематике в психологии; ибо ни ощущение, ни эмоция, ни любой другой психический процесс (психическая функция) сам по себе, отдельно от других, действием (деятельностью) не является. Простое же переименование психических процессов в деятельности (“деятельность памяти”, “эмоциональная деятельность” и др.) не только не реализует деятельностного подхода, но и мешает его реализации. В данном случае деятельность понимается не как объяснительный принцип, а как предмет психологического изучения.
Действие
как простейшее образование, сохраняющее
все основные особенности человеческой
деятельности, было подвергнуто Гальпериным
и его учениками и последователями всестороннему
изучению.
Прежде всего была изучена структура действия.
В работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна
внимание было сосредоточено лишь на мотивационно-целевом
аспекте действий. П.Я. Гальперин настоятельно
подчеркивал необходимость изучения всех
элементов структуры, в том числе операционных.
Особо следует остановиться на элементе,
впервые выделенном им и названном ориентировочной
основой действия (ООД). На протяжении
всех последующих лет исследований этот
элемент всегда был на первом плане. Исследование
содержания ООД показало, что она включает
в себя, во-первых, знания (полные или неполные)
об объективных условиях успешного выполнения
действия, связанных с данной предметной
областью. Во-вторых, в состав ООД входят
сведения (также полные или неполные) о
самом действии: о цели, составе и последовательности
выполнения входящих в него операций и
т.д.
Изучение особенностей ООД привело к выделению трех типов ориентировочной основы действия, каждый из которых создает условия для формирования умений и навыков:
1)
неполная ориентировочная
2)
полнота для отдельных
3)
полная – осуществляется
Согласно гипотезе П.Я. Гальперина, умственные действия – итог преобразования внешнего материального действия во внутреннее, результат переноса внешнего действия в план восприятия, представлений и понятий. В процессе переноса, который осуществляется поэтапно, происходят изменения действия по различным направлениям, названным автором параметрами. По каждому параметру действие характеризуется каким-нибудь одним показателем, сочетание показателей по всем параметрам дает представление о состоянии действия в целом. Гальперин неоднократно подчеркивал, что для формирования полноценного действия необходима строгая последовательность отработки этапов и на каждом из них – свойств действия. Эта последовательность связана с тем, что каждая более высокая форма образуется на основе предыдущей. Начатые в 50-е годы и продолжающиеся до настоящего времени исследования подтверждают верность выдвинутой им гипотезы.
Представления о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках (параметрах) менялись с развитием теории. На наш взгляд, научное творчество П.Я. Гальперина с точки зрения рассматриваемой проблемы может быть условно разделено на два периода: 50-70-е и 70-е – конец 80-х годов. Остановимся на характеристике первого периода.
Первоначально Гальперин выделил четыре первичных свойства (параметра) действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций, мера освоения. Рассмотрим их более подробно.
1.Уровень выполнения действия: формирование умственного действия начинается во внешней материальной (или материализованной) форме, далее постепенно через внешнеречевой уровень и уровень “внешней речи про себя” действие переносится во внутренний умственный план. Иногда автор приводил отличную от данной характеристику уровня действия: “уровень прослеживания чужого действия в поле восприятия; уровень материального действия, выполняемого с материальными объектами; уровень действия в “громкой речи без предметов”; уровень действия “во внутренней речи”. Что касается “прослеживания чужого действия в поле восприятия”, то речь идет не о перцептивном выполнении формируемого действия, а об использовании уже имеющегося у субъекта действия.
2. Мера обобщения. Обобщение, по мнению П.Я. Гальперина, является средством выделения существенных условий действия из несущественных. “Обобщить действие – значит выделить из многообразных свойств его объекта именно те свойства, которые одни только и нужны для выполнения этого действия”.
3. Полнота фактически выполняемых операций (развертывание действия и его сокращение). “Развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи” [там же]. По мере освоения действия операции сокращаются, действие становится свернутым. Сокращение происходит сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить операцию; сознательное сокращение обеспечивает возможность возвращения от сокращенных форм действия к более ранним и полным.
4. Мера освоения. Освоение действия, по мнению П.Я. Гальперина, имеет разные степени; более высокие из них проявляются автоматизацией. Без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, но в то же время чрезмерное освоение – препятствие для перехода к новой форме.
Меры
обобщения, полноты и освоения определяют
качество действия – оно тем выше, чем
больше обобщение, сокращение и освоение
действия.
Каждое конкретное состояние действия
может быть рассмотрено как сочетание
показателей по четырем первичным параметрам.
На базе первичных параметров образуются
вторичные как результат их сочетания.
Первоначально к вторичным свойствам
действия Гальперин относил разумность
и сознательность.
Разумность действия предполагает, во-первых, его ориентацию на существенные свойства и, во-вторых, его развернутость. “Если развертывание действия способствует выделению его объективных связей, то обобщение этих связей психологически означает их очищение от несущественного. Вместе они обеспечивают “разумность” действия, другим выражением которой является его “гибкость”.
Сознательность действия достигается “путем отработки разумного действия в “громкой речи без предметов”. Сознательность действия предполагает умение дать полное и правильное речевое выражение действия в процессе его выполнения. “Когда разумное действие отрывается от вещей и переносится в план громкой речи, то именно речевая форма становится опорой его выполнения и главным предметом отработки”. Участие речи в ходе освоения действия – условие не только его сознательности, но и произвольности.
Информация о работе Теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина