Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:25, контрольная работа
является не чем иным, как логиче¬ской схемой, определяющей характер и порядок различных фаз эксперимента. Самый простой план сводится к сравнению резуль¬татов, соответствующих двум степеням независимой переменной. Эти две степени могут соответствовать какому-то количественному или качест¬венному различию. Крайним случаем качественного различия является отсутствие или нали¬чие этой переменной. Для каждой степени переменной получаем популяцию измерений на одном или нескольких испытуемых.
1. Планирование эксперимента………………………..2
2. Доэкспериментальные планы……………………… 6
3. Экспериментальные планы…………………………8
4. Квазиэкспериментальные планы…………………...14
5. Корреляционные планы…………………………….16
Список литературы………………………………….21
Математическую теорию линейных корреляций разработал Пирсон.[2,с-167] Ее основания и приложения излагаются в соответствующих учебниках и справочниках по
математической статистике. Напомним, что коэффициент линейной корреляции Пирсона варьируется от -1 до +1. Он вычисляется путем нормирования ковариации переменных на произведение их среднеквадратических отклонений.
Значимость коэффициента корреляции зависит от принятого уровня значимости от величины выборки. Чем больше модуль коэффициента корреляции, тем ближе связь переменных к линейной функциональной зависимости.
План корреляционного
Корреляционное исследование разбивается на серию независимых друг от друга измерений в группе испытуемых Р. Различают простое и сравнительное корреляционные исследования. В первом случае группа испытуемых однородна. Во втором случае мы имеем несколько рандомизированных групп, различающихся по одному или нескольким определенным критериям.
В исследовательской практике часто возникает задача выявить временные корреляции параметров или же обнаружить изменение структуры корреляций параметров во времени. Примером таких исследований являются лонгитюды.
План лонгитюдного исследования представляет собой серию отдельных замеров одной или нескольких переменных через определенные промежутки времени. Лонгитюдное исследование — это промежуточный вариант между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием, так как время интерпретируется исследователем как независимая переменная, определяющая уровень зависимых (например, личностных черт).
Основные типы корреляционного исследования:
1. Сравнение двух групп. Этот план лишь условно можно отнести к корреляционным исследованиям. Он применяется для установления сходства или различия двух естественных или рандомизированных групп по выраженности того или иного психологического свойства или состояния.
2. Одномерное исследование одной группы в разных условиях. План этого исследования аналогичен предыдущему. Но по своей сути он близок к эксперименту, так как условия, в которых находится группа, различаются. В случае корреляционного исследования мы не управляем уровнем независимой переменной, а лишь констатируем изменение поведения индивида в новых условиях.
3. Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипарных корреляций.
4. Для проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, характеризующих поведение, проводится структурное корреляционное исследование.
В некоторых случаях возникает необходимость вычисления множественных корреляций, частных корреляций, корреляционных отношений или редукции размерности — уменьшения числа параметров.
Для уменьшения числа измеренных параметров используются различные методы латентного анализа. Применению их в психологическом исследовании посвящено множество публикаций. Главной причиной артефактов, возникающих при проведении многомерного психологического тестирования, является реальное физическое время. При анализе данных корреляционного исследования мы отвлекаемся от неодновременности проводимых измерений. Кроме того, считается, что результат последующего измерения не зависит от предыдущего, т.е. не существует эффекта переноса.
Основные артефакты, которые возникают в ходе применения этого плана:
1. Эффект последовательности — предшествующее выполнение одного теста может повлиять на результат выполнения другого (симметричный или асимметричный перенос).
2. Эффект научения — при выполнении серии различных тестовых испытаний у участника эксперимента может повышаться компетентность в тестировании.
3. Эффекты фоновых воздействий и "естественного" развития приводят к неконтролируемой динамике состояния испытуемого в ходе исследования.
4. Взаимодействие процедуры тестирования и состава группы проявляется при неоднородной группе: интроверты хуже сдают экзамены, чем экстраверты, "тревожные" хуже справляются со скоростными тестами интеллекта.
Для контроля эффектов последовательности и переноса следует пользоваться тем же приемом, что и при планировании экспериментов, а именно — контрбалансировкой. Только вместо воздействий меняется порядок проведения тестов.
5. Структурное корреляционное исследование. От предшествующих вариантов эта схема отличается тем, что исследователь выявляет не отсутствие или наличие значимых корреляций, а различие в уровне значимых корреляционных зависимостей между одними и теми же показателями, измеренными у представителей различных групп.
6. Лонгитюдное корреляционное исследование. Лонгитюдное исследование — вариант квазиэкспериментальных исследовательских планов. Воздействующей переменной психолог, проводящий лонгитюдное исследование, считает время. Оно является аналогом плана тестирования одной группы в разных условиях. Только условия считаются константными. Результатом любого временного исследования является построение временного тренда измеряемых переменных, которые могут быть аналитически описаны теми или иными функциональными зависимостями.
Структурное лонгитюдное исследование
отличается от простого лонгитюдатем,
что нас интересует не столько
изменение центральной
Корреляционное исследование завершается выводом о статистической значимости установленных (или неустановленных) зависимостей между переменными. Однако исследователи не ограничиваются такой констатацией. Одна из главных задач, которые возникают перед психологами, — выяснить, не обусловлены ли связи между отдельными параметрами (психологическими свойствами) скрытыми факторами. Для этой цели применяется аппарат редукции числа переменных: методы многомерного анализа данных, которые изучаются психологами в курсе "Математические методы в психологии".
Список литературы
1. Кэмпбелл Д. «Модели эксперимента в социальной психологии и
прикладных исследованиях.» - М.: Прогресс, 1980.
2. Дружинин В.Н. «Экспериментальная психология»: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997, (с – 132-179)
3. Дзуки Э. « Введение в методологию социально-психического исследования». Милан-новосибирск, 1997, ( с – 19-36)
4. Налимов В. В. «Теория эксперимента». М., 1971