Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:41, контрольная работа
Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.
Введение
1. Теория лидерства. Курт Левин
1.1. Исследование стилей лидерства
1.2. Эксперимент Курта Левина по изучению типов лидерства
Заключение
Список литературы
Кроме указанных параметров, анализировались и <внутриклубные> взаимодействия: каждый лидер записывал свои впечатления после каждой встречи, изучались комментарии наблюдателей и даже был снят фильм о деятельности экспериментальных групп. Такое массированное наблюдение за действиями группы не исчерпывало задачи экспериментального контроля. Результаты наблюдений проверялись на надежность. Например, исследователи обращали внимание на то, все ли наблюдатели записывали действия участников. Записи кодировались, и затем сама процедура кодирования тоже проверялась на надежность. Для этого один и тот же текстовой материал кодировался разными людьми. В итоге строились индексы группового поведения: уровень агрессивности, стремление к воспризнанию, соотношение организованной и неорганизованной активности и т.п. Наряду с информацией, использованной для выравнивания групп, и материалами наблюдения за действиями испытуемых исследователи проводили серию интервью с мальчиками. Их спрашивали о <клубных> впечатлениях, а также тестировали по Роршаху. Кроме того, опрашивались родители и учителя каждого испытуемого.
Скрупулезность и чистота эксперимента К. Левина и его сотрудников превосходят все, что делалось социальными психологами раньше. Результаты работы заключались в установлении влияния на поведение группы трех типов лидерства: авторитарного, демократического и <попустительского> (laissez faire). Содержание стилей лидерства было идентифицировано экспериментаторами достаточно строго. Авторитарный лидер диктовал все, что надо делать, демократический лидер выносил все вопросы на групповое обсуждение под своим руководством и затем следил, чтобы решения выполнялись, а <попустительский> лидер давал мальчикам полную свободу действий и ни во что не вмешивался.
Один
из результатов эксперимента - установление
влияние типа лидерства на динамику
агрессивного поведения в группе
(рис, 6.2).
Рис. 6.2. Динамика агрессивного поведения при смене типов лидерства,
эксперимент
Курта Левина.
Эксперимент показал, что низкий уровень агрессивного поведения свойствен авторитарному типу лидерства. Зато освобождение от авторитарного лидерства и переход к <попустительству> и демократии вызывает резкое нарастание агрессии, уровень которой затем снижается. Переход от <попустительства> к демократии и авторитаризму снижает агрессию.
Для
изучения групповых реакций
Рис. 6.3.
После вмешательства <чужого> уровень
агрессивности резко
Как и в
других лабораторных экспериментах, в
эксперименте Левина остается не вполне
ясным, можно ли распространять выводы
о влиянии авторитаризма, демократии и
<попустительства> на групповое поведение
за пределы игры школьников в лошадки
или эта закономерность присуща любым
социальным процессам. Во всяком случае
результаты других исследований и исторических
наблюдений показывают, что факты не противоречат
заключениям Левина и его коллег.
Психологическая теория поля явилась практическим инструментом для анализа феноменов психической реальности. Конечно же, та ее часть, которая связана с математическими формулами и физическими аналогиями, не используется широко. По правде говоря, практики в ней не чувствуют необходимости. Скорее всего «естественнонаучный подтекст» явился определенным этапом, в результате которого кристаллизовалась теория поля.
Использование этого метода стимулировало появление целой плеяды исследований и теорий. И если оценивать вклад Левина по этому параметру, то он несомненно велик. Психологическая наука обогатилась рядом терминов, таких как «жизненное пространство», «уровень напряжения», «психологическая валентность», «уровень притязаний», и многими другими. Предметом психологического исследования стали реалии, которые раньше находились за рамками научной психологии: личность, мотивы, ожидания и конфликты. Благодаря Левину с конца тридцатых годов психологи стали интенсивно изучать вопросы, связанные с темой лидерства и групповой динамики.
В
контексте психологической
Методология действенных исследований, разработанная Куртом Левиным, активно используется при решении различных социальных проблем: от организационной психологии до образования. Использование метода анализа жизненного пространства помогает лучше понять жизнь человека.
Актуальность
работ К. Левина для современного менеджмента
и бизнеса становится еще более очевидной
при рассмотрении взаимосвязи его подходов
к изменению, руководству и мотивации.
Демократический стиль руководства обладает,
по видимому, наибольшим мотивирующим
воздействием, а значит в сравнении с альтернативными
стилями управления является наиболее
эффективным. При проведении экспериментов
по изучению изменений удалось установить,
что процедуры группового принятия решений
подразумевали большую вовлеченность
членов групп в процесс трансформации
мнений, чем методы, основанные на прослушивании
обыкновенных лекций, и поэтому оказывались
более эффективными. Возможность самостоятельно
принять решение и выразить его поднятием
руки предоставлялась каждому индивиду
(хотя этот процесс безусловно происходил
под воздействием реакций, наблюдаемых
у других членов группы). В клубах для мальчиков
демократические лидеры достигали более
высоких результатов за счет мотивации
своих подопечных и поощрения их к использованию
своих навыков и инициативы в рамках возможностей,
предоставленных руководителем. Без ограничений,
налагаемых руководителем, автономия
laissez-faire групп не позволяла обеспечить
согласованность действий всех мальчиков.
В то же время автократические, централизованные
методы принятия решений оказывались
не в состоянии пробудить инициативу и
стимулировать использование имеющихся
навыков и поэтому обеспечивали низкий
уровень результатов. Разрешение социальных
конфликтов, по-видимому, должно облегчаться
за счет участия в нем компетентного демократичного
руководителя.
Результаты исследований К. Левина могут
быть использованы в процессе решения
проблем, возникающих перед менеджерами
в сферах осуществления руководства, мотивации
и проведения изменений. К. Левин внес
важный вклад в развитие социальных наук,
продемонстрировав практическое значение
теории и эффективность объединения исследования
и действий.
Список
литературы
1. Блондель Ж.. Политическое лидерство. - М., 1992.
2. Вебер М.. Харизматическое господство/ Социологические исследования, 1988, № 5.
3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.,1994.
4. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 1971.
5.Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994.
6. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 1993.
7. Кунц Г., О Доннел С.. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. - М., 1982.
8. Лоутон
А., Роуз Э. Организация и
9. Огарков
А.А. Теория организации,
10. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М, 1971.
11. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1994.
12. Херманн
М.Г. Составные части
13. Штукина
Т.А. К новому измерению