Теория личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:24, реферат

Описание работы

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личности, если в виду указанные ограничения. Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Содержание

Введение
1. Теории личности.
2. Психологические сферы личности.
3. Социализация личности.
4. Основные свойства и качества личности.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психология личности.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     1) потребность в самоактуализации (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.);

     2) потребность в признании и  оценке;

     3) потребность в безопасности;

     4) потребность в социальных связях, привязанностях и любви;

     5) физиологические нужды и потребности.

     Согласно  предложенной концепции представляется возможным системно анализировать  личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам и поведению личности.

     3.Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».

     Новым в психологии явилось обоснование и разработка Сирсом «Диадической теорию интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические  репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.

     Д. А.Келли разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний.

     Важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубины тайны человека, его поведения и деятельности. Учет зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и задействования творческого потенциала. 

     2.Психологические  сферы личности 

     Во  внутреннем мире личности существуют и во  взаимодействии функционтруют  три основные психологические сферы, связанные между собой и находящиеся в определенном подчинении.

     Сфера направленности (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых от наличных ситуаций) включает в себя все внутренние побудительные силы личности – ее взгляды, убеждения, идеалы, интересы, потребности и др. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов (внимание, восприятие, мышление и др.), влияя на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности, Сфера направленности ответственна за то, «куда живет человек», что его влечет, к чему стремиться и прикладывает он силы, чего добивается. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.

     Операциональная сфера (единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации.) включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.

       Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы, но оказывает динамическое влияние на их проявления. Это обнаруживает в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний. В иерархии сфер эта сфера – низшая, обслуживающая.

     Чтобы понять, какие же психологические  особенности человека характеризуют  его как личность, надо помнить, что  психика системна и целостна. Попытка  описать личность длинным качеств не позволяет правильно понять суть психологии личности. Психологические сферы определяют основные свойства личности. 

     3.Социализация  личности 

     Особую  роль в формировании и становлении  личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным окружением и деятельностью, вначале через общение с родителями, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.

     Прежде  чем перейти к вопросу социализации личности, я хочу дать определение социализации личности. Социализация личности – это процесс овладения человеком  социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

     Социализация  личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек  не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие  изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

     Личность  формируется и развивается под  воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и  деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека  как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс социализации личности– основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.

     Именно  в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения  к социальным фактам и в целом  к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

     В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание  себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразовании. 

     4.Основные  свойства и качества  личности 

     Направленность  личности – ее ведущее психологическое  свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни  и деятельности, определяющая избирательность  отношений, позиций и активности.

     Мировоззрение (мировосприятие) – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе , а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.

     Мировоззрение есть у каждого, но верным ориентиром в жизни оно бывает, когда оно  воплощает в себе достижения человеческой цивилизации, когда оно систематично, научно достоверно и социально прогрессивно.

     Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность – испытываемая человеком нужда в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия. Человек относится к объектам и явлениям окружающего мира как к предметам и средствам удовлетворения своих потребностей. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интересы, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей – основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.

     Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.

     Материальные  потребности – потребность в  пище, тепле, отдыхе, одежде, жилище, предметах  быта. Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются. Приобретая новые признаки и содержание.

     Духовные  потребности – потребность в самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и т.п. Духовные потребности человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, заниматься любимым делом – повергает его в острые переживания, шок, порой привод даже к самоубийству.

     Идеалы – образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

     Жизненные цели – долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

     Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

     Социальныеустановки – сложившиеся на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действию, поведению) при контакте  определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

     Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

     Мотивы – 1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая  в основе выбора действий и поступков личности.

     Цель  – то, к чему стремится человек, мотив – ради чего, это ему это нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.

     Свойство  направленности – важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние  на других.

     Характер  личности – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

     Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках, деловитости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, активности, организованности.

Информация о работе Теория личности