Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть связь эмоций и инстинктов в теории У.Мак-Даугалла, обозначить основные принципы теории инстинктов социального поведения.
Задачи исследования:
1)изучить понятие инстинкта;
2)охарактеризовать влияние инстинктов на социальное поведение индивида;
3)рассмотреть семь пар эмоций и инстинктов
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла……………………….6
Понятие инстинкта………………………………………………………...6
Влияние инстинктов на социальное поведение индивида……………...9
Глава 2. Связь между инстинктами и эмоциями……………………………13
2.1 Семь пар эмоций и инстинктов…………………………………………..13
2.2 Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов…21
Заключение…………………………………………………………………….26
Литература.………………………………………………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла……………………….6
Глава 2. Связь
между инстинктами и эмоциями……
2.1 Семь пар эмоций и инстинктов…………………………………………..13
2.2 Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов…21
Заключение……………………………………………………
Литература.…………………………………………………
Введение
В середине XIX в. сложились первые формы социально-психологического знания. Они еще не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии той эпохи. Концепции эти неизбежно создавались в канонах философского знания, были спекулятивны, умозрительны. Социальные явления начинают трактоваться в терминах неосознанных инстинктов, импульсов, стремлений. Появляется теория инстинктивизма, основателем которой был английский исследователь Уильям Мак-Даугалл.
Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. Поэтому не случайно под флагом разработки проблемы инстинктов стали писать об установках, аффектах, потребностях, интересах, привычках и т.д. В теории инстинктов делается акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей. Более того, она привлекла внимание исследователей к неосознаваемым аспектам психики и их роли в общественной жизни.
Актуальность темы исследования. Инстинкты как основные специфически видовые наклонности мотивируют и целенаправляют все поведение человека, инстинкт входит в структуру личности и является наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. А это значит, что инстинкт представляет собой наследственную склонность к определенному поведению, или образу действий. В экстремальных ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, как диктует нам инстинкт. Без этого человеческий род не смог бы выжить. Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они, будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожить его. Отмечая, что человек это разумное существо, мы не должны забывать, что разум – это только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, прежде всего, подчеркивали специфически видовые и биологические аспекты его изучения.
Степень изученности работы. Идеи У.Мак-Даугалла нашли развитие в современной социально-психологической теории - этогенике Р.Харре, а также в теориях личности Г.Олпорта и Р.Кэттела, выделенные У.Мак-Даугаллом три компонента инстинкта, аффективный, познавательный и когнитивный, прочно вошли в теорию социальных установок, изучение аттитьюдов. Важной заслугой У.Мак-Даугалла также была постановка проблемы мотивации социального поведения и социальных эмоций, что остается актуальным и для современной социальной психологии. В современной отечественной научной литературе можно найти упоминание имени У.Мак-Даугалла и его теории социальных инстинктов в работах Г.М.Андреевой, Е.С.Кузьмина, Л.Г.Почебута, А.Л.Свенцицкого, М.Г.Ярошевского. Ссылки на теорию У.Мак-Даугалла можно найти и в работах С.Л.Рубинштейна, в частности, в книге «Основы общей психологии» (1940)1. Краткую характеристику психологического наследия У.Мак-Даугалла С.Л.Рубинштейн дал в главе «История развития западной психологии», а также критически рассмотрел его теорию социальных инстинктов связи с анализом проблемы эмоций. А.Р.Лурия в 1930 году в статье «Кризис буржуазной психологии»2 выступил с резкой идеологической критикой теории У.Мак-Даугалла и западной психологии в целом. В работе Арининой М.В. « Проблемы социальной психологии группы в работах В. Макдаугалла. Образовательные стратегии и практика научной подготовки кадров: современный взгляд».
Цель исследования - рассмотреть связь эмоций и инстинктов в теории У.Мак-Даугалла, обозначить основные принципы теории инстинктов социального поведения.
Задачи исследования:
1)изучить понятие инстинкта;
2)охарактеризовать влияние
инстинктов на социальное
3)рассмотреть семь пар эмоций и инстинктов;
4)проанализировать объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов.
Объектом исследования в курсовой работе выступает теория инстинктов У.Мак-Даугалла.
Предметом исследования в курсовой работе являются эмоции и инстинкты в теории У. Мак-Даугалла.
Гипотеза – эмоции и инстинкты имеют большое влияние на социальное поведение индивида и на общественные явления в целом.
Научно – практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, социологии, психологии личности, организационной психологии на факультетах психологии и социологии университетов, педагогических вузов; в спецкурсах по истории зарубежной и отечественной психологии, могут использоваться в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла
1.1 Понятие инстинкта
Уильям Мак-Даугалл (1871 — 1938) 3— англо-американский психолог, один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908 г.), автор концепции гормической психологии. Образование получил в Университете королевы Виктории (бакалавр, магистр, 1890), затем учился в Кембриджском университете (бакалавр гуманитарных наук, 1894; бакалавр медицинских наук, бакалавр химии, магистр гуманитарных наук, 1897). Одновременно, с 1894 по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал в качестве врача группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил вместе с Дж.А. Миллером научную стажировку у Г.Э. Мюллера в университете Геттингена в Германии по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 по 1904 г. М.-Д. - ассистент в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, где вместе с Ф. Гальтоном работал над созданием психологических тестов. Их исследования повлияли на развитие факторного анализа, который разрабатывал совместно с Сирилом Бартоном Ч.С. Пирс. Как и М.-Д., Ч.С. Пирс работал в это время в Лондонском университетском колледже. С 1904 по 1920, М.-Д. преподавал ментальную философию в Оксфордском университете. В 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology (1905) и Body and Mind: A History and Defense of Animism (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. М.-Д. переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберстига в Гарвардском университе. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, М.-Д. перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (Основные проблемы социальной психологии), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основы. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах. Навык, по мнению М.-Д., сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях.
Инстинкт —
этот термин был в дальнейшем заменен
Мак-Даугаллом на термин склонность
— представляет собой врожденное
образование, обладающее побудительной
и управляющей функциями, содержащее в
себе определенную последовательность
процесса переработки информации, эмоционального
возбуждения и готовности к моторным действиям.
Таким образом, это психофизическое предрасположение
заставляет индивида что-либо воспринимать,
испытывая от этого специфическое эмоциональное
возбуждение и импульс к действию. Первоначально
М.-Д. выделял 12 видов инстинктов: бегство
(страх), неприятие (отвращение), любознательность
(удивление),агрессивность(
1.2 Влияние инстинктов на социальное поведение индивида
В своей теории Мак-Даугалл сформулировал три аспекта инстинктов. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" другие. Во-вторых, существует также и предрасположенность к совершению движений, способных привести к достижению цели. В-третьих, между перцепцией и движениями к цели лежит эмоциональное ядро (core), является источником энергии, или движущей силой, инстинкта. Мак-Даугалл насчитал у человека 12 основных инстинктов. Впоследствии он дополнил этот список, и к 1932 г. число инстинктов возросло до 174. Примерно в это же самое время термин "инстинкт" применительно к человеку впал у психологов в немилость, что заставило Мак-Даугалла заменить его термином "склонность", хотя суть концепции осталась прежней. В первоначальный перечень Мак-Даугалла вошли следующие инстинкты: голод, отвергание некоторых веществ, любопытство, избегание, драчливость, половое влечение, материнский или отцовский инстинкт, стадность, самоутверждение, подчинение, строительство и приобретение. В некоторых из этих инстинктов Мак-Даугалл не смог идентифицировать эмоциональное ядро, хотя продолжал настаивать, что оно существует в каждом инстинкте. Позднее он добавил еще 5 инстинктов: призыв (крик), смех, комфорт, отдых, или сон, и миграция. Некоторые более сложные проявления человеческого поведения определяются не одним, а нескольких инстинктами. Комбинации инстинктов, направленных на один и тот же объект, были названы Мак-Даугаллом "чувствами". Например, любовь мужчины к своей жене заключает в себе половой и материнский инстинкты. Любопытство – инстинкт, или врожденная психофизиологическая предрасположенность, определяющая то, что человек, обладающий ею, воспринимает, обращает внимание на предметы определенного класса, то, что он испытывает эмоциональное возбуждение определенного свойства при восприятии такого предмета, и то, что он действует в отношении этого предмета особым образом или хотя бы испытывает толчок к такому действию. Инстинкт любопытства лежит в основе самых замечательных достижений человека, так как именно в нем коренятся истоки его научной и теоретической деятельности. Автор считал, что положение общества по шкале цивилизации можно судить по распространенности любопытства среди его членов и, что взлет и падение цивилизаций связано с тем, в какой степени великие умы этих цивилизаций следовали стремлению к теоретическим обобщениям и поиску нового, а не размышляли над достижениями прошлого. Он считал, что наиболее важным результатом действия любопытства было совершенствование представления о причинности, которая является фундаментальным фактором повышения уровня развития цивилизации. Мак-Даугалл полагал, что продолжительный прогресс возможен лишь в культуре, где стабилизирующие и консервативные функции религиозного чувства уравновешивают действия, стимулированные интересом и духом поиска. Мак-Даугалл считал эмоциональный компонент инстинктов ядром мотивации. Он определил инстинкт любопытства и связанную с ним эмоцию удивления как один из основных инстинктивных процессов человека. По мнению Мак-Даугалла, в основе большинства проявлений нашего социального поведения лежат комбинации инстинктов, но какого-то отдельного «социального инстинкта» как такового у человека нет. Наше социальное поведение определяется сочетаниями разных инстинктов. Реализация инстинкта улучшается с повторением. Как перцептивные, так и двигательные предрасположенности могут видоизменяться. По мере взросления человека его детская агрессивность, направленная на родителей, сменяется агрессивностью по отношению к окружающим, от которых может исходить опасность, и не имеет значения, кто эти люди, те, с кем он постоянно общается, или враги на поле боя. Эти модификации и были теми средствами, с помощью которых Мак-Даугалл объяснял научение.