Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:22, контрольная работа
В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.
Введение 2
1.Психологическая характеристика деятельности 3
2.Психологическая характеристика видов деятельности 8
3.Теория деятельности А. Н. Леонтьевата 12
Заключение 18
Список литературы 19
Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произошло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возрастает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку мнемическая функция оказывается разрушенной. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Поэтому даже при попытке такого больного специально выучить какой-либо текст забывается не только текст, но и сам факт того, что такая попытка предпринималась. Следовательно, психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление[8].
Согласно Леонтьеву, деятельность имеет сложную структуру. Она включает мотивы, действия, цели, операции, физиологические механизмы. Анализ этих компонентов деятельности показал единство строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность предполагает субъект деятельности, личность.
Итак, Леонтьев считал, что мотивы и цели деятельности человека выступают в качестве стержня личности. Он подчеркивал, что основной вопрос о становлении личности превращается в вопрос о том, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Он писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий.
Понятие деятельности, по А. Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет.
1. Белоус
В.В. Темперамент и
2.Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней. – М., 2001.
3. Ильин Е. П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности // Крылов А. А. (отв. ред.) Личность и деятельность. Л., 2002.
4.Леонтьев А.Н.
5.Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. – М., 2007.
6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. – М., 2006.
7.Петровский А.В. Психология в России: XX вв. – М., 2000.
8.Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.
I. – М., 2003.