Теория аргументации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Аргументация как деятельность. Аргументация — это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).
Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации — утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.

Работа содержит 1 файл

аргументация.docx

— 87.93 Кб (Скачать)

Отметим далее, что  не существует единого понятия логического  следования.

Это понятие определяется через закон логики: из утверждения (или системы утверждений) А логически  следует утверждение В в том  и только в том случае, когда выражение «если А, то В» представляет собой закон логики.

Данное определение  — только общая схема бесконечного множества возможных определений. Конкретные определения логического следования получаются из нее путем указания логической системы, задающей понятие логического закона. Логических же систем, претендующих на статус закона логики, в принципе бесконечно много.

Образцом доказательства, которому в той или иной мере стремятся  следовать во всех науках, является математическое доказательство. «Нигде нет настоящих доказательств, — писал Б. Паскаль, — кроме как в науке геометров и там, где ей подражают» (под «геометрией» Паскаль имел "в виду, как это было обычным в его время, всю математику).

Содержание понятия  доказательства не является в достаточной  мере определенным, круг тех рассуждений, которые можно назвать доказательствами, не имеет сколько-нибудь четко очерченной границы. Это означает, что понятие  «доказательство» является одновременно и неясным, и неточным. В этом плане  оно подобно таким понятиям, как  «язык», «игра», «пейзаж» и т.д.

§ 2. Системная  аргументация

Сущность  системной аргументации.

Системная аргументация — обоснование утверждения путем  включения его в качестве составного элемента в кажущуюся хорошо обоснованной систему утверждений, или теорию.

Подтверждение следствий, вытекающих из теории, одновременно подкрепляет  саму теорию. С другой стороны, теория сообщает выдвинутым на ее основе положениям определенные импульсы и силу и тем самым содействует их обоснованию. Утверждение, ставшее элементом теории, опирается уже не только на отдельные факты, но во многом также на широкий круг явлений, объясняемых теорией, на предсказание ею новых, ранее неизвестных эффектов, на связи ее с другими теориями и т.д. Анализируемое положение, включенное в теорию, получает ту эмпирическую и теоретическую поддержку, какой обладает теория в целом.

Ограниченность  сомнения. Сомнение, касается не изолированного предложения, но всегда некоторой ситуации, в которой я веду себя определенным образом.

Согласно Витгенштейну, эмпирические предложения могут  быть в некоторых ситуациях проверены  и подтверждены в опыте. Но есть ситуации, когда они, будучи включены в систему утверждений, в конкретную практику, не проверяются и сами используются как основание для проверки других предложений. Так обстоит дело в рассмотренном выше примере. «Меня зовут Б.П.» — эмпирическое предложение, используемое как основание для проверки утверждения «Все письма адресованы мне». Однако можно придумать такую историю («практику»), когда мне придется на базе других данных и свидетельств проверять, зовусь ли я Б.П. В обоих случаях статус эмпирического предложения зависит от контекста, от той системы утверждений, элементом которой оно является. Вне контекста бессмысленно спрашивать, является ли данное предложение эмпирически проверяемым или я его твердо придерживаюсь.

Помимо эмпирических Витгенштейн выделяет методологические предложения. Они тоже случайны в  том смысле, что их отрицание не будет логическим противоречием. Однако они не являются проверяемыми ни в каком контексте. Внешнее сходство может запутать нас и побудить относиться одинаково к эмпирическими предложениям типа «Существуют рыжие собаки» и методологическим типа «Существуют физические объекты». Но дело в том, что мы не можем вообразить ситуацию, в которой мы могли бы убедиться в ложности методологического предложения. Это зависит уже не от контекста, а от совокупности всего воображаемого опыта.

Витгенштейн выделяет еще два вида предложений: предложения, в которых я едва ли могу сомневаться, и предложения, которые трудно классифицировать (например, утверждение, что я никогда  не был в другой Солнечной системе).

Утверждения, в которых невозможно сомневаться. В свое время Р. Декарт настаивал на необходимости возможно более полного и радикального сомнения. Согласно Декарту, вполне достоверно лишь его знаменитое cogito — положение «Я мыслю, следовательно, существую». Витгенштейн придерживается противоположной позиции: для сомнений нужны веские основания, более того, есть категории утверждений, в приемлемости которых мы не должны сомневаться никогда. Выделение этих категорий утверждений непосредственно обусловлено системным характером человеческого знания, его внутренней целостностью и единством.

Связь обосновываемого  утверждения с той системой утверждений, в рамках которой оно выдвигается  и функционирует, существенным образом  влияет на эмпирическую проверяемость  этого утверждения и, соответственно, на ту аргументацию, которая может  быть выдвинута в его поддержку. В контексте своей системы («языковой  игры», «практики») утверждение может приниматься в качестве несомненного, не подлежащего критике и не требующего обоснования по меньшей мере в двух случаях.

Во-первых, если отбрасывание этого утверждения означает отказ  от определенной практики, от той целостной  системы утверждений, неотъемлемым составным элементом которой оно является.

Во-вторых, утверждение  должно приниматься в качестве несомненного, если в рамках соответствующей системы утверждений оно стало стандартом оценки иных ее утверждений и в силу этого утратило свою эмпирическую проверяемость. Среди таких утверждений, перешедших из разряда описаний в разряд ценностей, можно выделить два типа:

1) утверждения,  не проверяемые в рамках определенной, достаточно узкой практики,

Например, об имени  человека, просматривающего почту: пока он занят этой деятельностью, он не может сомневаться в своем  имени;

2) утверждения,  не проверяемые в рамках любой,  сколь угодно широкой практики,

Например, «Существуют физические объекты», «Я не могу ошибаться в том, что у меня есть рука» и т.п.

Об  одной классификации утверждений. Системный характер научного утверждения зависит от его связи с той системой утверждений (или практикой), в рамках которой оно используется. Можно выделить пять типов утверждений, по-разному относящихся к практике их употребления:

1) утверждения,  относительно которых не только  возможно, но и разумно сомнение  в рамках конкретной практики;

2) утверждения,  в отношении которых сомнение  возможно, но не является разумным  в данном контексте (например, результаты надежных измерений; информация, полученная из надежного источника);

3) утверждения,  не подлежащие сомнению и проверке  в данной практике под угрозой  разрушения последней;

4) утверждения,  ставшие стандартами оценки иных  утверждений, и потому не проверяемые  в рамках данной практики, однако  допускающие проверку в других контекстах;

5) методологические  утверждения, не проверяемые в  рамках любой практики.

Обоснование изолированных утверждений. Иногда высказывается мнение, что вследствие системного характера нашего знания неоправдан вопрос об обосновании любого отдельно взятого утверждения. Всякое более или менее абстрактное предположение, лишь косвенно поддерживаемое непосредственным опытом, может считаться истинным только в рамках какой-то концепции или теории. За ее пределами оно просто бессмысленно и, значит, не может быть ни обосновано, ни опровергнуто.

Таким образом, системность  обоснования не означает, что отдельно взятое эмпирическое утверждение не может быть ни обосновано, ни опровергнуто вне рамок той теоретической системы, к которой оно принадлежит.

Внутренняя  перестройка теории как способ ее обоснования. Важным, но пока почти неисследованным способом обоснования теоретического утверждения является внутренняя перестройка теории, в рамках которой оно выдвинуто. Эта перестройка, или переформулировка, предполагает введение новых образцов, норм, правил, оценок, принципов и т.п., меняющих внутреннюю структуру как самой теории, так и постулируемого ею «теоретического мира». Новое научное, теоретическое положение складывается не в вакууме, а в определенном теоретическом контексте. Контекст теории определяет конкретную форму выдвигаемого положения и основные перипетии его последующего обоснования. Если научное предположение берется в изоляции от той теоретической среды, в которой оно появляется и существует, остается неясным, как ему удается в конце концов стать элементом достоверного знания.                            '

Выдвижение предположений  диктуется динамикой развития теории, к которой они относятся, стремлением ее охватить и объяснить новые факты, устранить внутреннюю несогласованность и противоречивость и т.д. Во многом поддержка, получаемая новым положением от теории, связана с внутренней перестройкой этой теории. Она может заключаться во введении номинальных определений (определений-требований) вместо реальных (определений-описаний), в принятии дополнительных соглашений относительно изучаемых объектов, уточнении основополагающих принципов теории, изменении иерархии этих принципов и т.д.

Теория придает  входящим в нее положениям определенную силу. Эта поддержка во многом зависит  от положения утверждения в теории, в иерархии составляющих ее утверждений. Перестройка теории, обеспечивающая перемещение какого-то утверждения от ее «периферии» к ее «ядру», сообщает этому утверждению большую системную поддержку.

Совершенствование теории как способ обоснования входящих в нее утверждений. Теория дает составляющим ее утверждениям дополнительную поддержку. Чем яснее и надежней сама теория, тем большей является такая поддержка. В силу этого совершенствование теории, укрепление ее эмпирической базы и прояснение ее общих, в том числе философских и методологических, предпосылок являются одновременно существенным вкладом в обоснование входящих в нее утверждений.

Среди способов прояснения теории особую роль играют:

• выявление логических связей ее утверждений;

• минимизация  ее исходных допущений;

• построение ее в форме аксиоматической системы;

• ее формализация, если это возможно.

При аксиоматизации теории некоторые ее положения избираются . в качестве исходных, а все остальные  положения выводятся из них чисто  логическим путем. Исходные положения, принимаемые без доказательства, называются аксиомами (постулатами); положения, доказываемые на их основе, — теоремами.

Построение научной  теории в форме аксиоматизированной  дедуктивной системы не может служить идеалом и той конечной целью, достижение которой означает предел совершенствования теории.

§ 3. Опровержимость и проверяемость

Требования  принципиальной опровержимости и принципиальной проверяемости. Еще одним способом теоретического обоснования является анализ утверждения с позиции возможности эмпирического его подтверждения и опровержения.

От научных  положений требуется, чтобы они  допускали принципиальную возможность своего опровержения и предполагали определенные процедуры своего подтверждения. Если эти требования не выполняются, относительно выдвинутого положения нельзя сказать, какие ситуации и факты несовместимы с ним, а какие — поддерживают его. Положение, в принципе не допускающее опровержения и подтверждения, оказывается вне конструктивной критики, оно не намечает реальных путей дальнейшего исследования. Конечно, такое утверждение нельзя признать обоснованным.

Поппер  о принципиальной проверяемости. К. Поппер отстаивал идею, что принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) теории является критерием ее научности. Полное подтверждение теории невозможно, достижимо только частичное ее подтверждение. Но такое подтверждение имеют и явно ненаучные концепции, например учение астрологов о влиянии звезд на судьбы людей, которое при желании можно подтвердить большим эмпирическим материалом. Поэтому эмпирическая подтверждаемость не может рассматриваться в качестве отличительной особенности науки. То, что некоторые утверждения или система утверждений говорят о реальном мире, проявляется не в подтверждении их опытом, а в том, что опыт может их опровергнуть. Свои идеи Поппер формулирует так:

(1) Легко получить  подтверждения, или верификации,  почти для каждой теории, если  мы ищем подтверждений.

(2) Подтверждения  должны приниматься во внимание  только в том случае, если они  являются результатом рискованных предсказаний, то есть когда мы, не будучи осведомленными о некоторой теории, ожидали бы события, несовместимого с этой теорией, — события, опровергающего данную теорию.

(3) Каждая «хорошая»  научная теория является некоторым  запрещением: она запрещает появление определенных событий. Чем больше теория запрещает, тем она лучше.

(4) Теория, не опровержимая  никаким мыслимым событием, является  ненаучной. Неопровержимость представляет собой не достоинство теории (как часто думают), а ее порок.

(5) Каждая настоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать, то есть опровергнуть. Проверяемость есть фальсифицируемость...».

Все сказанное  Поппер суммирует в следующем  утверждении: «Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость».

Трудности приложения требования фальсифицируемое. Требование принципиальной фальсифицируемости является важным, но трудно приложимым.

Во-первых, оно  предполагает, с одной стороны, изолированность теоретических утверждений, а с другой — наличие абсолютно непроблематичных наблюдений. Но любое теоретическое утверждение связано с другими подобными утверждениями и зависит от них. А наблюдения теоретически нагружены, и для установления их смысла необходимы некоторые теоретические допущения. Исследователь никогда не оказывается в ситуации, когда он может сравнивать изолированное теоретическое утверждение с ничем не опосредствованным миром.

Во-вторых, требование фальсифицируемости предполагает, что  утверждения, сопоставляемые с опытом, формулируются с помощью достаточно определенных терминов, чтобы исключить  сомнения в том, противоречат данные утверждения каким-то фактам или  нет. Этому предположению не удовлетворяют  многие гипотезы, особенно в гуманитарных науках.

В-третьих, требование фальсифицируемости трудно применять  в таких науках, как математика и логика. Принято считать, что  их суждения необходимо истинны.

§ 6. Методологическая аргументация

Сфера применимости. Метод — это система предписаний, рекомендаций, предостережений, образцов и т.п., указывающих, как сделать что-то. Метод охватывает прежде всего средства, необходимые для достижения определенной цели, но может содержать и характеристики, касающиеся самой цели. Метод регламентирует некоторую сферу деятельности и является как таковой совокупностью предписаний. Вместе с тем метод обобщает и систематизирует опыт действий в этой сфере. Являясь итогом и выводом из предшествующей практики, он особым образом описывает эту практику.

Информация о работе Теория аргументации