Теории старения и старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:14, реферат

Описание работы

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также соответствующего обеспечения организма, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название старения.

Работа содержит 1 файл

Теории старения и старости.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее быларасширена Р. Пеком. Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» человек  должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его  личности.

Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности  ролями. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой  профессией. Пожилые люди в связи  с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться. Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом -- измерение, имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго -- измерение, имеющее особое важное значение в  старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Согласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом* поколении -- наследие, которое их переживет.

Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости (5).

Литература

1 Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии,1999, №2, с. 80-96.

2. Яцемирская Р.С,  Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М.:Владос, 1999

3. Выготский Л.С.  Соб. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 1.

4. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Ленато,1996

5. Крайг Г. Психология  развития. СПб: Питер, 2000.

Информация о работе Теории старения и старости