Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:37, реферат
Эмоции отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов,
ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в
форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в дан¬ный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуа¬ции, к другим людям, к самому себе и т. д.). Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию лично¬сти, включающую не только психический компонент - пере¬живание, но и специфи¬ческие физиологические изменения в организме, со¬путствующие этому переживанию. Эмоции име¬ются и у животных, но у че¬ловека они приобретают особую глубину, имеют множе-ство оттенков и соче¬таний.
2.4 Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера
Он выносит на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".
В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.7
Автор полагает, что среди мотивов
возможно выделение двух типов. Это
эмоциональные и
2.5 Адаптационная теория Р. Плутчика
Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. В нижеприведенной таблице мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.
Эмоции - это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:
Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации.
2.6 Теория
дифференциальных эмоций К.
Объектом изучения в этой теории
являются частные эмоции, каждая из
которых рассматривается
В своей теории Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.
Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, Изард выделяет их некоторые признаки:
Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.9
Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.
2.7 Теория деятельности А.Н. Леонтьева
Теория деятельности – система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.
Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. Только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта – акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой.10 Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет.
Заключение
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции – это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я». У каждого из нас имеются различия в глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно у других же, чувства захватывают целиком и оставляют глубокий след после себя. Но именно это и обусловливает неповторимость конкретного человека, определяет его индивидуальность.
Также не маловажным фактом является то, что чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
Теории многих известных ученых доказывают, что жизнь человека невозможна без эмоций, благодаря им мы осознаем свои психологические потребности.
Список используемой литературы
1В.К Вилюнас Психологические механизмы мотивации человека «Издательство МГУ» - М.: 1900. – 200с.
2 Ю. В. Чуфаровский Юридическая психология «Проспект» - М.: 2009. – 230с.
3 М. И. Еникеев Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии «Норма» - М.: 2009. – 136с.
4 Ч. Дарвин О выражении эмоций у человека и животных «Питер» - Спб.: 2001. – 27с.
5 П.К Анохин Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем «Директмедиа Паблишинг» - М.: 2008. – 15с.
6 З. Фрейд Психоанализ «Астрель» - М.: 2011. – 439с.
7 Ю. Гиппенрейтер, В. Любимов, М. Михалевская Психология ощущений и восприятия «ЧеРо» - М.: 1999. – 350с.
8 А.Г Маклаков Общая психология «Питер» - Спб.: 2003. – 287с.
9 К.Э Изард Психология эмоций «Питер» - Спб.: 2000. – 118с.
10 А.Н Лентьев Лекции по общей психологии «Смысл» - М.: 2010. – 67с.