Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:44, реферат
Появление теорий психологического консультирования находится под влиянием социально-исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живёт создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теорий нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей.
1.Функции теории консультирования. Теории как концептуальная структура.
2.Теории как набор гипотез исследования.
3.Основные направления консультирования в ИК.
Бихевиоральное
направление в психологическом консультировании
Исходная методологическая
позиция психологов этого направления
состоит в том, чтобы дать клиенту контроль
над своими действиями, вызвать конкретные
перемены в его поведении
Исторически
это направление идет от работ Д. Уотсона
и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое
направление, основанное на научном прагматизме
его приверженцев. Психолог вместе с клиентом
пытается вмешаться в жизненные условия
клиента с целью их изменения. Это строится
на следующих основных составляющих бихевиоральной
психологии.
1. Отношение
психолога и клиента. Психолог-бихевиорист
делится своими планами с клиентом, надеясь
на активность клиента во взаимодействии
с собой.
2. Определение
проблемы через операционализацию поведения.
Психолог-бихевиорист основывается на
ясных и четких данных о поведении и поступках
клиентов Анализ предполагает ясное знание
психологом того, что клиент делает и как
он себя ведет.
Цель операционализации
поведения — перевести неясные слова
в объективные, наблюдаемые действия.
Психолог-бихевиорист задает себе и решает
вопрос «Могу ли я видеть, чувствовать,
осязать понятия, которые употребляет
мой клиент? »
3. Понимание
контекста проблемы через функциональный
анализ. Функциональный анализ предполагает
исследование событий, предшествующих
поступку, сам поступок и его последствия,
то есть результат. Так выясняются причинно-следственные
связи в последовательности событий, определяющих
внешнее поведение клиента.
4. Установление
социально важных целей для клиента. Установление
социально важных целей для клиента обязательно
предполагает участие клиента. Психолог
выбирает и вырабатывает с клиентом для
него цели, предполагающие конкретный
план действий на будущее
Бихевиоральный
анализ — это акцент на конкретных действиях
и поступках человека. Психолог-бихевиорист
делает упор на действия человека, а не
на его размышления по поводу действий.
Точно определив проблему, психолог готов
предлагать клиенту ответы на решения.
Психолог-бихевиорист
пользуется многими техниками. Среди них
наиболее популярной является тренировка
настойчивости Тренировка настойчивости
позволяет большинству клиентов преодолеть
беспомощность и неадекватность, а это
наиболее часто встречающиеся у клиентов
типы проблем.
При тренировке
настойчивости в ходе интервью кроме открытых
и закрытых вопросов психолог использует
ролевые игры, в ходе которых с помощью
директив задает направление интервью.
Вопросы, ролевые
игры и перечисление альтернатив для принятия
решения — это арсенал психолога-бихевиориста,
способствующий изменению поведения клиента
Среди процедур
изменения поведения психолог-бихевиорист
использует кроме тренировки настойчивости,
тренировку релаксации, целенаправленное
уменьшение тревожности (фобии), основанное
на обучении глубокой релаксации, построении
иерархии страхов и увязывании объекта
тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений
на релаксацию.
Моделирование
поведения и поощрение за желаемое поведение
— это тоже бихевиористские методы обучения
клиентов новому поведению.
Психологи-бихевиористы
широко используют дневниковые и иные
записи клиентов, которые они ведут во
время работы с психологом.
В бихевиоральном
консультировании широко используются
психологические стратегии, направленные
на поддержание у клиента нужного поведения
в повседневной жизни; это стратегии предотвращения
рецидивов.
Рецидивы, срывы
случаются у большинства клиентов. Задача
психолога состоит в том, чтобы на обобщающей
стадии интервью построить программу,
которая помогла бы справиться с рецидивом.
Эта стратегия
дает возможность клиенту контролировать
себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения
рецидивов разделяются по следующим категориям
предвидение трудных ситуаций, регулирование
мыслей и чувств, выявление нужных дополнительных
навыков, выстраивание благоприятных
последовательностей.
Исследования
показывают эффективность программ
предотвращения рецидивов. Основные пункты
программы предотвращения рецидивов выглядят
следующим образом:
1. Выбор подходящего
поведения. Описание его в деталях, решение
клиентом вопроса о том, насколько часто
еще ему будет нужно это поведение и как
он поймет, что произошел срыв.
2. Стратегия
предупреждения рецидивов: стратегия
поведения состоит в том, что клиент фиксирует
происшедший рецидив и описывает, в чем
он состоит. Затем анализирует, в чем разница
между обучением трудному поведению и
его использованием в трудных ситуациях.
Затем анализируется, кто из известных
клиенту людей может помочь ему придерживаться
желаемого поведения. Затем обсуждаются
ситуации с высоким уровнем риска, люди,
события, места, которые провоцируют срыв.
3. Стратегия
рационального мышления предлагает анализ
эмоционального отклика клиента на временный
срыв или рецидив, а также анализ того,
что поможет ему мыслить более эффективно
в трудных ситуациях или после срыва.
4. С клиентом
обсуждается практика, направленная на
поддержку выработанных навыков. Обсуждается
вопрос о том, какие дополнительные навыки
ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного
поведения.
5. При стратегии
определения желаемых выводов психолог
и клиент обсуждают будущие выгоды его
нового поведения, способы вознаграждения
им себя за выполненное действие.
6. Стратегия
предсказания последствий первого рецидива
направлена на описание в деталях первого
рецидива— людей, мест, времени, возможного
эмоционального состояния.
Техника предотвращения
рецидива важна не только для психологии
бихевиоризма. Проблема рецидивов существует
в работе психологов всех направлений,
решение ее психологами-бихевиористами
заслуживает огромного внимания всех
практических психологов.
Гуманистическое направление
в психологическом
Оно ставит в
центр своей методологии личность клиента,
которая является контролирующим центром
в принятии психологом решений, что отличает
это направление от психодинамической
теории, делающей акцент на том, как прошлое
воздействует на настоящее, и от бихевиористской
теории, использующей воздействие окружения
на личность.
Гуманистическое,
или экзистенционально-
Их основная
методологическая позиция состоит в том,
что предназначение человека — жить и
действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение
контроля и решений находится внутри самого
человека, а не в его окружении.
Основные понятия,
в которых это направление психологии
анализирует жизнь человека, это понятие
человеческого существования, принятие
решения или выбор и соответствующее ему
действие, облегчающее тревожность; понятие
интенциональности — благоприятной возможности,
утверждающей, что человек, действуя в
мире, должен ясно осознавать воздействие
мира на него.
Задача клиента
и психолога состоит в том, чтобы как можно
полнее понять мир клиента и поддержать
его во время принятия ответственного
решения.
Революция, которая
в практической психологии связана с работами
К. Роджерса, состоит в том, что он стал
подчеркивать ответственность самого
человека за свои действия и решения. В
основе этого — вера в наличие у каждого
человека изначального стремления к максимальной
социальной самоактуализации.
Психолог поддерживает
у клиента состояние психического здоровья,
давая человеку возможность соприкасаться
со своим внутренним миром. Основное понятие,
с которым работают психологи этого направления,
— мироощущение конкретного клиента.
Работа с миром клиента требует от психолога
навыков внимания и выслушивания, качественной
эмпатии. Психолог должен уметь работать
с противоречием реального и идеального
образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом
взаимоотношение. В этом процессе во время
интервью психолог должен добиваться
конгруэнтности с клиентом. Психолог для
этого должен обладать аутентичностью
во время интервью, относиться к клиенту
заведомо положительно и безоценочно.
В ходе интервью
психолог пользуется открытыми и закрытыми
вопросами, отражением чувств, пересказом,
самораскрытием и другими приемами, позволяющими
клиенту проявить свое мироощущение.
Используя в
общении с клиентом методы взаимодействия,
позволяющие клиенту снять тревожность
и напряжение, психолог показывает клиенту,
как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный
и понятый психологом, может измениться.
В гуманистическом
направлении психологии особое место
занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся
разнообразием воздействующих на клиента
приемов и микротехник. Перечислим некоторые
из техник гештальттерапии: восприятие
«здесь и теперь», директивность; речевые
изменения; метод пустого кресла: беседа
с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки»
— авторитарной, директивной, и «нижней
собаки» — пассивной, с чувством вины,
ищущей прощения; фиксированное ощущение;
работа со снами.
Кроме того, благодаря
работам В. Франкла, в гуманистической
психологии используются техники перемены
отношения; парадоксальные намерения;
переключение; метод убеждений (призыва).
Осуществление этих техник требует от
психолога красноречия, точности словесных
формулировок, ориентации на мироощущение
клиента.
Гуманистическое
направление практической психологии
постоянно ориентируется на индивидуальный
рост клиента.
Практический
психолог, работающий с клиентом, вносит
в интервью с ним собственное мировоззрение.
Если психолог склонен навязывать свою
точку зрения клиенту, то это может привести
к неспособности слышать клиента, что
разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог,
чтобы работать эффективно, не должен
начинать работу с предвзятыми идеями
о том, как должен быть устроен мир его
клиента. Практическая работа психолога
— это работа с конкретной индивидуальностью
человека. В том числе и с собственной
индивидуальностью — составной частью
его профессиональной позиции.
Психологу необходимо
постоянно изучать свои личностные и профессиональные
возможности, чтобы избежать ригидности
или излишней свободы в развитии личных
понятий.
Психолог и клиент
— два разных человека — встречаются
во время интервью. Независимо от его успешности
оба участника интервью в результате взаимодействия
изменяются.