Теоретические основы изучения особенностей мотивационной сферы у спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности. В современной психологии это понятие рассматривается двояко. Первое значение определяет мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение человека (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели). Второе значение — мотивация как характеристика процесса, стимулирующая поведенческую активность. Исходя из этого, можно дать определение этому понятию. Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность. Активность и направленность личности определяют стремление к достижению личных целей и целей организации.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

1.2 Мотивационная сфера  спортсменов юношеского возраста 

1.2.1 Психологические особенности юношеского возраста 
 

      Психология  юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Ранняя юность (от 14-15 до 18-19 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью [6]. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден [5]. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире [7]. Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе. Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием [22]. Одной из потребностей юношеского возраста становится потребность в общении. Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам. Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. Во-вторых, Это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослого![17].Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Ещё одной важной потребностью юношеского возраста является потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

              Подводя итог рассмотрению психологических особенностей юношеского возраста, необходимо отметить сложность и неразработанность данного периода в разделе возрастной психологии. Важными психологическими особенностями юношеского возраста являются повышение уровня самоконтроля и саморегуляции, изменчивость настроения, чувствительность к общественной оценке, потребность в общении и в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей и старших вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и Я-концепции. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.2 Мотивация занятия спортом у спортсменов юношеского возраста 

        Причины, по которым  юноши занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании. Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

1. Мотивы  осознаваемые и неосознаваемые.

2. Мотивы, источником которых являются  физиологические, психологические, социальные потребности.

3. Группа  мотивов, формирующаяся под воздействием  прошлого опыта, недавнего прошлого  опыта, непосредственным опытом  деятельности и общения с другими  людьми.

Первую  группу мотивов можно представить  в виде континуума, на одном полюсе которого находятся неосознаваемые, на другой - представлены явные мотивы, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком [18]. Вторая группа мотивов, представлена в ряде схем иерархии потребностей и мотивации, в частности схемы А. Маслоу. Например, представитель психодинамического направления Г. Мюррей выделил ряд «психогенных потребностей» и противопоставил их основным биологическим или «висцерогенным потребностям». Эти потребности могут отражаться в различных поведенческиих моделях, характерных для спортсменов. И третья группа мотивов иллюстрирует тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень достигаемого мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми. Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным видом спорта, формируются под воздействием, как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена. Характеристика мотивационной структуры отдельного спортсмена-юноши затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере того как становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется. Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере созревания ребенка. Сначала, до шести лет, он, выполняя двигательные задачи, воспринимает себя автономно. В начальной школе он начинает соревноваться с другими, и у него формируются так называемые социальные потребности в достижении успеха. Позже происходит постепенное уравновешивание автономных и социальных потребностей. Аналогичные изменения претерпевает в жизни ребенка и роль социальных побуждений и поощрений при активизации его деятельности. Первоначально его деятельность изменяется незначительно, когда он выступает в присутствии зрителей или своего товарища. Это его просто возбуждает, но совсем не обязательно, что при этом улучшится его результат. После шести лет ребенок становится достаточно чувствительным к социальным последствиям победы или поражения. Социальное поощрение имеет выраженный положительный эффект на результативность. В подростковом и юношеском возрасте он уже начинает оценивать задачи примерно как взрослый человек, учитывая, насколько они представляют для него какую-то ценность или интерес. Появляется сложная система мотивов, в которой потребности в достижении успеха связаны с личностными и социальными потребностями. Уже старший подросток внимательно оценивает привлекательность задачи для себя лично, а также социальные стимулы к достижению успеха. Юноша старается предвидеть последствия неудачи. Подростки, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. В их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Такие спортсмены рассчитывают получить одобрение за действие, направленные за достижение поставленной цели, а связанная с ней работа вызывает у них положительные эмоции. При доминировании мотивации достижения успеха спортсмен подросткового возраста предпочитает задачи средней и слегка повышенной степени трудности, так как их решение, старание и способности могут проявиться наилучшим образом. При преобладании мотивации избежание неудач - задачи выбираются легкие или трудные, которые практически невыполнимы. У стремящегося к успеху привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для ориентированного на неудачу, - падает. Мотивированные на достижение успеха подростки в ситуации выбора между немедленным вознаграждением или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее. Спортсмены с низкой склонностью к достижению отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Стремящиеся к успеху подростки свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие неудачи - внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются. Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Многие подростки получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути. Психологи рекомендуют прямо рассказывать начинающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессоров, с которыми может встретиться юноша. Большинству подростков не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной атмосферы. Многолетние и систематические наблюдения за детьми показали, что мальчики, созревающие рано, достигают успеха в спорте (приобретают статус и самоуважение). В дальнейшем они становятся более уверенными в себе и устойчивыми, в отличие от сверстников, у которых процесс созревания происходил медленнее и которым не удалось достигнуть того же статуса благодаря ранним занятиям спортом [16].

   Многие  учёные рассматривают мотивационную сферу подростков через межличностные отношения. Существует много споров по поводу положительного или отрицательного влияния прочных межличностных отношений внутри спортивной команды на мотивационную сферу спортсменов и на эффективность деятельности команды в целом. Положительное влияние команды на формирование и развитие личности, на его мотивационную сферу, состоит в следующем:

  • В команде спортсмен окружен людьми, которые являются для него основным источником мотивации на достижение целей (тренер, лидер команды и другие).
  • Команда является таким местом, где спортсмен отрабатывает свои профессиональные и коммуникативные умения и навыки.
  • Отношения между людьми, складывающиеся в спортивных командах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
  • От участников команды спортсмен получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
  • Команда снабжает спортсмена системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Положительной стороной влияния межличностных  отношений внутри команды является также тот факт, что мотивация  отдельно взятого спортсмена находится  под постоянным контролем и всегда может быть скорректирована. Это  хорошо и для достижения общекомандных  целей, и для отдельно взятого спортсмена, так как заставляет его развиваться. Также следует отметить, что важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Команда и составляющие ее люди являются для спортсмена своеобразным зеркалом (вернее – разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в команде прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами команды. Для развития у себя тех или иных достоинств, спортсмену необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в команде. Если о положительном воздействии группы на индивида (команды на спортсмена) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Французский исследователь Г.Лебон в книге под названием «Толпа», опубликованной в 1895г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но, тем не менее, в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». Это, к сожалению, всегда будет происходить в спортивной команде, индивидуальность отдельного спортсмена зачастую в ней стирается, если речь не идет о явно выраженных лидерах команды. Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы [4]. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М.Бехтерев. Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М.Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. В спортивной команде при тесных межличностных отношениях и высокой степени коммуникации между спортсменами явление, о котором пишет В.М. Бехтерев, может встречаться достаточно часто. Это может негативно сказаться на результате команды в целом. Данный риск можно нейтрализовать через повышение авторитета лидера, который будет чаще, чем другие члены команды, принимать какие-либо решения. Еще один факт, который здесь следует рассмотреть - это конформное поведение. Конформизм – широко распространенный феномен, выражающий собой отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать [1].

        Таким образом, данный вопрос до сих пор остается дискуссионным. Причины, по которым юноши занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными. Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Структура мотивации спортсменов юношеского возраста носит индивидуальный характер. Она играет большую роль, в деятельности человека, особенно в спортивной. Ее отличительной чертой является специфика протекания спортивной деятельности в командном или индивидуальном стиле спортивной деятельности. В командном стиле отмечается большое влияние межличностного взаимодействия, нежели в индивидуальном. Большую роль в спортивной деятельности играют потребности в достижении успеха, в избегании неудач, в поощрении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирические исследования особенностей мотивационной сферы у спортсменов юношеского возраста.

2.1 Программа исследования 

     Для исследования особенностей мотивационной сферы спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами, нами были отобраны спортсмены в возрасте от 17 до 19 лет. Было протестировано 20 человек. Все они занимаются своим видом спорта не менее 4 лет. Всего было протестировано две группы спортсменов: одна группа из 10 человек, занимающихся командным видом спорта – футболом, и вторая группа спортсменов из 10 человек, занимающихся индивидуальным видом спорта – вольной борьбой. Все испытуемые мужского пола. Спортсмены не были предварительно проинструктированы о данном мероприятии. Тренеры спортсменов не присутствовали при проведении тестирования. В целом спортсмены действовали очень слаженно и четко.

В ходе исследования были использованы следующие  методы:

      1. Теоретические методы.
      2. Психодиагностические методы. 

Теоретические методы включали в себя обзор и анализ необходимых литературных и электронных источников по выбранной теме. В рамках психодиагностических методов были использованы следующие методики: методика «Мотивация к успеху» разработана Т. Эслером для оценки силы стремления к достижению цели, к успеху. Методика состоит из 41 утверждения. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением необходимо поставить знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»). Методика «Мотивация к избеганию неудач» так же разработанную Т. Эслером. Опрашиваемому предлагается список слов из 30 строк, по три слова в каждой строке. В каждой строке необходимо выбрать только одно слово, наиболее точно характеризующее опрашиваемого, и обвести его или отметить шифром ( например, 1/1 или 21/2, где числитель – это номер строки, а знаменатель – номер слова в строке). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Результаты исследования 
 

В исследовании мы использовали методику для оценки уровня мотивации к успеху и методику для оценки уровня мотивации к избеганию неудач. Все полученные результаты представлены ниже.    

                                                                       

Сравнительный анализ изучения мотивации к успеху у борцов и футболистов.

Таблица №1

     Вид спорта

                    Мотивация к успеху

Вольная борьба Футбол
Высокая 10% ___
Средняя 20% 50%
Низкая 70% 50%
Очень низкая ___ ___
 

Как видно  из таблицы № 1, у спортсменов, занимающихся вольной борьбой, преобладает низкий уровень мотивации к успеху, который  характеризуется большим уровнем риска, готовностью к риску и ярко выраженной надеждой на успех, нежели на свои силы. Спортсмены с таким уровнем мотивации к успеху не ставят перед собой сложные задачи, они отличаются безынициативным поведением. Для спортсменов, занимающихся футболом, свойственна низкая или средняя мотивация к успеху. Спортсмены со средним уровнем мотивации к успеху действуют в рамках осознанного риска, они ставят пред собой вполне достигаемые цели, надежна на успех менее выражена.  

Сравнительный анализ изучения мотивации к избеганию неудач у борцов и футболистов.

Таблица №2

     Вид спорта

                          Мотивация к          избеганию неудач

 
Вольная борьба
 
Футбол
Высокая 50% ___
Средняя 50% 30%
Низкая ___ 70%

Информация о работе Теоретические основы изучения особенностей мотивационной сферы у спортсменов