Теоретическая модель креативных способностей младших школьников

Автор: p*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:10, доклад

Описание работы

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме креативных способностей детей младшего школьного возраста показал, что данные способности характеризуются с позиции когнитивных и аффективных особенностей. К когнитивным проявлениям относятся особенности творческого мышления и воображения, так как эти психические познавательные процессы составляют основу самой креативности. Такие компоненты мышления и воображения как: повышенная любознательность, склонность к изобретениям, богатая фантазия, развитое чувство юмора, творческое использование предметов, оригинальность в решении проблем и другие, являются содержательной характеристикой креативных способностей детей 6 – 11 лет.

Работа содержит 1 файл

4 курс креативные способности младших школьников.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Теоретическая  модель  креативных способностей младших школьников   

Шульга  Екатерина Петровна

аспирант 4 курса  кафедры  психологии

научный руководитель – Агапов В.С., доктор психологических наук

     Творчество  младшего школьника – это процесс  эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Креативные способности детей имеют широкий диапазон индивидуальных различий, внешние проявления которых многообразны: более быстрое развитие речи, мышления и воображения ребенка, ранняя увлеченность и любознательность, перерастающие в познавательную активность.

     Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме креативных способностей детей младшего школьного возраста показал, что данные способности  характеризуются с позиции когнитивных  и аффективных особенностей. К когнитивным проявлениям относятся особенности творческого мышления и воображения, так как эти психические познавательные процессы составляют основу самой креативности. Такие компоненты мышления и воображения как: повышенная любознательность, склонность к изобретениям, богатая фантазия, развитое чувство юмора, творческое использование предметов, оригинальность в решении проблем и другие, являются содержательной характеристикой креативных способностей детей 6 – 11 лет.

     К аффективным особенностям креативных способностей причисляются в первую очередь личностные качества. Это: высокая творческая мотивация, склонность к риску, огромная сила воли, нонконформизм, развитое эстетическое чувство, стремление к творческому самовыражению и другие.

     Структурные компоненты креативных способностей младших школьников весьма разнообразны, так как не существует единой структуры данных способностей. Чаще всего в психолого-педагогической практике применим вариант структуры Дж. Гилфорда – Е.П. Торренса [3], где креативные способности составляют компоненты исключительно творческого мышления. На наш взгляд, объективное изучение креативных способностей младших школьников должно включать  одновременное рассмотрение нескольких вариантов структурных компонентов: деятельностный, когнитивный, мотивационно-личностный и эмоциональный. Поэтому нами была разработана теоретическая модель креативных способностей младших школьников в учебной деятельности, центральным элементом которой являются собственно креативные способности (см. Рис. 1.).

     Представленная  теоретическая модель может быть рассмотрена как динамическая система, в которой креативные способности  младших школьников являются многоуровневыми  структурными компонентами, наполненными когнитивно-познавательным, эмоционально-волевым, мотивационно-потребностным, активно-деятельностным смыслом. Эта система развивается, достраивается и перестраивается в ходе учебной деятельности. Каждый структурный компонент имеет свои содержательные характеристики, которые более полно раскрываются при взаимодействии между собой через потребности и возможности младших школьников.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 

     Данная  модель показывает результат влияния  креативной среды и психолого-педагогического сопровождения на креативные способности младших школьников, где психофизиологические и психогенетические программы являются первоосновой таковых.

     Креативная  среда включает в себя три уровня, на которых происходит воздействие или взаимодействие младшего школьника с микро-, макро- и мегаокружением. То есть на креативные способности ученика оказывают влияние родители, учителя, друзья, класс, школа, населенный пункт, в котором он проживает, республика, страна.

     Психолого-педагогическое сопровождение имеет три направления, одно из которых рекомендовано психологом образовательного учреждения и выбрано родителями младшего школьника для обучения в школе: традиционное обучение («Школа России»), коррекционное обучение (общеобразовательная программа VII вида), развивающее обучение («Школа 2000 – 2100»: А.А. Леонтьев).

     Классическое (традиционное) обучение – направленность педагогического процесса на формирование знаний и репродуктивных умений учащихся. Основа учебной деятельности – составление и заучивание моделей учебной информации.

     Коррекционное обучение – направленность педагогического процесса на коррекцию трудностей, которые испытывают учащиеся при обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Основа учебной деятельности та же, как в традиционной школе.

     Развивающее обучение – направленность педагогического процесса на развитие творческих способностей учащихся. Основа учебной деятельности – выполнение творческих заданий различных видов, в процессе которого усваивается учебная информация [1, с 93 – 94].

     Под психофизиологическими и психогенетическими программами  подразумеваются задатки и способности учащихся в чистом виде. Возможно, скрытый потенциал младшего школьника проявится в процессе учебной деятельности, что существенно повлияет на развитие креативных способностей.

     Результатом креативного процесса младшего школьника или иначе – результатом влияния креативной среды и психолого-педагогического сопровождения при содействии психогенетических программ, будет креативный продукт. Под данным компонентом модели подразумевается с одной стороны – творческие разработки, поделки, результаты творческой деятельности как результат креативного процесса учащегося, и с другой – творческая личность младшего школьника, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и креативной среды на развитие младшего школьника.

     Охарактеризовать  процесс развития креативных способностей младших школьников в учебной  деятельности позволяют критерии, которые  раскрываются через показатели и  уровни, в единстве составляя динамичную  сторону данного процесса. Проанализируем это более детально.

     На  основании содержательной характеристики креативных способностей младших школьников, нами определены следующие критерии таковых способностей в учебной деятельности:

      • Деятельностный;
    • Мотивационно-личностный;
    • Эмоциональный;
    • Когнитивный.

     Каждый  компонент несет свою смысловую  нагрузку. Деятельностный компонент креативных способностей младших школьников состоит из таких психологических показателей как творческая активность, независимость и самоконтроль. Мотивационно-личностный компонент характеризуется познавательными потребностями, смелостью, способностью к риску, настойчивостью и критичностью. Эмоциональный включает в себя экспрессивность, эмоциональную чувствительность и импрессивность. А в состав когнитивного компонента входят творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность и т.д.), творческое воображение и интеллект.

     Каждый  показатель структурных компонентов  креативных способностей младших школьников имеет уровни развития: высокий, средний, низкий. Все компоненты взаимосвязаны между собой, т.е. креативные способности не могут существовать без какого-либо компонента, так как они действенны только вкупе. Более детально структура креативных способностей младших школьников рассмотрена в авторской статье «Структура креативных способностей: критерии, показатели, уровни» [4].

     Следовательно, критериями продуктивной реализации креативных способностей является совокупность показателей, свидетельствующих об эффективности  их проявления. Последние отражают суть интеграции и развития структурных компонентов креативных способностей. Качественные показатели соответствуют вышеназванным критериям и определяются уровнями: низкий, средний и высокий [2, с 215].

     Итак, существенные признаки креативных способностей младших школьников как интегрального личностного преобразования раскрываются через следующие аспекты:

      - категориальный (отражает сущность понятий «креативность», «креативный процесс», «креативный продукт», «креативная личность» и «креативная среда»);

      - структурный (взаимосвязанные структурные компоненты: деятельностный, мотивационно-личностный, эмоциональный и когнитивный);

      - типологический (уровни развития креативных способностей: высокий, средний, низкий; уровни взаимодействия с креативной средой: микро-, макро- и мегаокружение; типы программ психолого-педагогического сопровождения: развивающий, традиционный и коррекционный).

     Описание  семантического пространства эволюции понятия «креативные способности» позволяет сделать следующие выводы:

     1. Поле значений понятия «креативные  способности» ýже базового понятия  «творчество», равноценно понятиям  «творческий потенциал» и «креативность» и шире понятия «творческая активность», поскольку последняя входит в состав таковых.

     Развитие  креативных способностей младших школьников обеспечивается превращением потенциальных возможностей в актуальные, опираясь на психофизиологический и психогенетический запас учащегося.

     2. Структура креативных способностей  младших школьников в учебной  деятельности представляет функциональное единство деятельностного, мотивационно-личностного, эмоционального и когнитивного компонентов, качественные характеристики которых определяют показатели: творческая активность, независимость, смелость, познавательные потребности, настойчивость, критичность, экспрессивность, эмоциональная чувствительность, гибкость поведения, творческое мышление, творческое воображение и интеллект, находящиеся во взаимодействии между собой.

     3. Возможности креативных способностей  младших школьников определены природными потенциями и ресурсами. Психическое содержание их структурных компонентов, индивидуально и характеризуется диалектическим единством:

    • согласованностью действий между собой, которые динамичны и обладают гибкостью;
    • связи между ними обладают одновременно свойствами детерминизма и неопределенности;
    • способны постоянно развиваться через изменение и разрешение возможностей каждого структурного компонента (важны не конкретные величины достижений по какому-либо отдельно взятому компоненту, а сам факт движения к более высокому уровню развития);
    • иерархия и относительная значимость структурных составляющих индивидуальна, не подлежит закрепленной типологии, имеет сложные формы текущего функционирования.

     4. Содержание структурных компонентов  креативных способностей младших школьников индивидуально и характеризуется целостностью, незавершенностью, открытостью, единством и согласованностью действий, динамичностью и гибкостью при адаптации к условиям социума.

     5. Признание креативных способностей  младших школьников в качестве особой психологической реальности, системного многокомпонентного психического образования предполагает разработку и обоснование комплексной диагностической программы исследования и экспериментальную апробацию теоретической модели с последующим статистическим анализом.

Литература:

  1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и  сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
  2. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. Монография. – М.: МГОУ, 2008. – 335 с.
  3. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса: Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2000. – 172 с.
  4. Шульга Е.П. Структура креативных способностей: критерии, показатели, уровни // Вестник университета (Государственный университет управления), № 2, -М.: ГУУ, 2009.

Информация о работе Теоретическая модель креативных способностей младших школьников