Автор: p*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:10, доклад
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме креативных способностей детей младшего школьного возраста показал, что данные способности характеризуются с позиции когнитивных и аффективных особенностей. К когнитивным проявлениям относятся особенности творческого мышления и воображения, так как эти психические познавательные процессы составляют основу самой креативности. Такие компоненты мышления и воображения как: повышенная любознательность, склонность к изобретениям, богатая фантазия, развитое чувство юмора, творческое использование предметов, оригинальность в решении проблем и другие, являются содержательной характеристикой креативных способностей детей 6 – 11 лет.
Теоретическая
модель креативных
способностей младших
школьников
Шульга Екатерина Петровна
аспирант 4 курса кафедры психологии
научный руководитель – Агапов В.С., доктор психологических наук
Творчество младшего школьника – это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Креативные способности детей имеют широкий диапазон индивидуальных различий, внешние проявления которых многообразны: более быстрое развитие речи, мышления и воображения ребенка, ранняя увлеченность и любознательность, перерастающие в познавательную активность.
Анализ
психолого-педагогической литературы
по проблеме креативных способностей
детей младшего школьного возраста
показал, что данные способности
характеризуются с позиции
К аффективным особенностям креативных способностей причисляются в первую очередь личностные качества. Это: высокая творческая мотивация, склонность к риску, огромная сила воли, нонконформизм, развитое эстетическое чувство, стремление к творческому самовыражению и другие.
Структурные компоненты креативных способностей младших школьников весьма разнообразны, так как не существует единой структуры данных способностей. Чаще всего в психолого-педагогической практике применим вариант структуры Дж. Гилфорда – Е.П. Торренса [3], где креативные способности составляют компоненты исключительно творческого мышления. На наш взгляд, объективное изучение креативных способностей младших школьников должно включать одновременное рассмотрение нескольких вариантов структурных компонентов: деятельностный, когнитивный, мотивационно-личностный и эмоциональный. Поэтому нами была разработана теоретическая модель креативных способностей младших школьников в учебной деятельности, центральным элементом которой являются собственно креативные способности (см. Рис. 1.).
Представленная теоретическая модель может быть рассмотрена как динамическая система, в которой креативные способности младших школьников являются многоуровневыми структурными компонентами, наполненными когнитивно-познавательным, эмоционально-волевым, мотивационно-потребностным, активно-деятельностным смыслом. Эта система развивается, достраивается и перестраивается в ходе учебной деятельности. Каждый структурный компонент имеет свои содержательные характеристики, которые более полно раскрываются при взаимодействии между собой через потребности и возможности младших школьников.
Данная модель показывает результат влияния креативной среды и психолого-педагогического сопровождения на креативные способности младших школьников, где психофизиологические и психогенетические программы являются первоосновой таковых.
Креативная среда включает в себя три уровня, на которых происходит воздействие или взаимодействие младшего школьника с микро-, макро- и мегаокружением. То есть на креативные способности ученика оказывают влияние родители, учителя, друзья, класс, школа, населенный пункт, в котором он проживает, республика, страна.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет три направления, одно из которых рекомендовано психологом образовательного учреждения и выбрано родителями младшего школьника для обучения в школе: традиционное обучение («Школа России»), коррекционное обучение (общеобразовательная программа VII вида), развивающее обучение («Школа 2000 – 2100»: А.А. Леонтьев).
Классическое (традиционное) обучение – направленность педагогического процесса на формирование знаний и репродуктивных умений учащихся. Основа учебной деятельности – составление и заучивание моделей учебной информации.
Коррекционное обучение – направленность педагогического процесса на коррекцию трудностей, которые испытывают учащиеся при обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Основа учебной деятельности та же, как в традиционной школе.
Развивающее обучение – направленность педагогического процесса на развитие творческих способностей учащихся. Основа учебной деятельности – выполнение творческих заданий различных видов, в процессе которого усваивается учебная информация [1, с 93 – 94].
Под психофизиологическими и психогенетическими программами подразумеваются задатки и способности учащихся в чистом виде. Возможно, скрытый потенциал младшего школьника проявится в процессе учебной деятельности, что существенно повлияет на развитие креативных способностей.
Результатом креативного процесса младшего школьника или иначе – результатом влияния креативной среды и психолого-педагогического сопровождения при содействии психогенетических программ, будет креативный продукт. Под данным компонентом модели подразумевается с одной стороны – творческие разработки, поделки, результаты творческой деятельности как результат креативного процесса учащегося, и с другой – творческая личность младшего школьника, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и креативной среды на развитие младшего школьника.
Охарактеризовать процесс развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности позволяют критерии, которые раскрываются через показатели и уровни, в единстве составляя динамичную сторону данного процесса. Проанализируем это более детально.
На основании содержательной характеристики креативных способностей младших школьников, нами определены следующие критерии таковых способностей в учебной деятельности:
Каждый компонент несет свою смысловую нагрузку. Деятельностный компонент креативных способностей младших школьников состоит из таких психологических показателей как творческая активность, независимость и самоконтроль. Мотивационно-личностный компонент характеризуется познавательными потребностями, смелостью, способностью к риску, настойчивостью и критичностью. Эмоциональный включает в себя экспрессивность, эмоциональную чувствительность и импрессивность. А в состав когнитивного компонента входят творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность и т.д.), творческое воображение и интеллект.
Каждый показатель структурных компонентов креативных способностей младших школьников имеет уровни развития: высокий, средний, низкий. Все компоненты взаимосвязаны между собой, т.е. креативные способности не могут существовать без какого-либо компонента, так как они действенны только вкупе. Более детально структура креативных способностей младших школьников рассмотрена в авторской статье «Структура креативных способностей: критерии, показатели, уровни» [4].
Следовательно, критериями продуктивной реализации креативных способностей является совокупность показателей, свидетельствующих об эффективности их проявления. Последние отражают суть интеграции и развития структурных компонентов креативных способностей. Качественные показатели соответствуют вышеназванным критериям и определяются уровнями: низкий, средний и высокий [2, с 215].
Итак, существенные признаки креативных способностей младших школьников как интегрального личностного преобразования раскрываются через следующие аспекты:
- категориальный (отражает сущность понятий «креативность», «креативный процесс», «креативный продукт», «креативная личность» и «креативная среда»);
- структурный (взаимосвязанные структурные компоненты: деятельностный, мотивационно-личностный, эмоциональный и когнитивный);
- типологический (уровни развития креативных способностей: высокий, средний, низкий; уровни взаимодействия с креативной средой: микро-, макро- и мегаокружение; типы программ психолого-педагогического сопровождения: развивающий, традиционный и коррекционный).
Описание
семантического пространства эволюции
понятия «креативные
1.
Поле значений понятия «
Развитие креативных способностей младших школьников обеспечивается превращением потенциальных возможностей в актуальные, опираясь на психофизиологический и психогенетический запас учащегося.
2.
Структура креативных
3.
Возможности креативных
4.
Содержание структурных
5.
Признание креативных
Литература:
Информация о работе Теоретическая модель креативных способностей младших школьников