Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:36, реферат
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.
Понятие темперамента
История учения темперамента
Физиологические основы темперамента
Типы темперамента
Психологическая характеристика типов темперамента
Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
Темперамент как фактор деятельности
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Темперамент и характер
Заключение
Список использованной литературы
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.
Ядро
индивидуального стиля
1.
Приобретаемые в опыте и
2.
Способствующие максимальному
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение
личности, ее убеждения, стремления, сознание
необходимости и долга
Темперамент
не определяет путь развития специфических
особенностей характера, темперамент
сам преобразуется под влиянием
качеств характера. Развитие характера
и темперамента в этом смысле является
взаимообусловленным процессом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, темперамент относится, прежде
всего, к биологически обусловленным подструктурам
личности. На основании изложенного выше
наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно
место темперамента среди иерархии подструктур
личности можно представить в виде таблицы.
Подструктуры | Подструктуры подструктур | Соотношение социального и биологического | Основные связи с | Специфические виды формирования | Необходимые уровни психологического анализа | |||
Отражением | сознанием | потребностями | активностью | |||||
Биопсихические свойства | Темперамент | Социального почти нет | Физиологические механизмы психического отражения | Только стиль осознания | Через биологическую нужду | Через силу и подвижность нервных процессов | Тренировка | Психофизиологический. Нейропсихологический |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ