Темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг.

Содержание

Введение

Понятие темперамента
1.1 История учения темперамента

1.2 Физиологические основы темперамента

1.3 Психологическая характеристика типов темперамента

Роль темперамента в деятельности человека.
Понятие ценности темперамента
Темперамент как фактор деятельности
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Темперамент и характер
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.ОБЩАЯ психология.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Наконец, основой и наиболее универсальный  путь приспособления к требованиям  деятельности – формирование его  индивидуального стиля.

     Одни  и те же задания и требования в  какой-либо профессиональной, учебной  и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

     При формировании индивидуального стиля  нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.[4,стр.94]

     Индивидуальный  стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

     Ядро  индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы[3,стр.98]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

     1. Приобретаемые в опыте и носящие  компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

     2. Способствующие максимальному использованию  имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

3.ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
 

     Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

     Хотя  темперамент, не может определять отношений  личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства  содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

     Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.[9,стр.38]

     Темперамент не определяет путь развития специфических  особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловленным подструктурам личности. На основании изложенного выше наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди иерархии подструктур личности можно представить в виде таблицы.[8,стр.9] 

Подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического      Основные  связи с Специфические виды формирования Необходимые уровни психологического анализа
                     Отражением сознанием потребностями активностью              
Биопсихические свойства Темперамент Социального почти нет Физиологические механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через силу и подвижность нервных процессов Тренировка сихофизиологический. Нейропсихологический
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию –М., 2000.
  2. Гиппенрейдер Ю.Б., Романов В.Я. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред. - М. изд-во МГУ, 1982.
  3. Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии" «Юрист» 1996.
  4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
  5. Крутецкой  В. А. Психология М. "просвещение" 1974.
  6. Немов Р. С. Психология Кн.1. - М. ВЛАДОС, 1997.
  7. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951.
  8. Рогов Е.И.   Общая психология  /Состав - М. ВЛАДОС, 1995.
  9. Рудик П. А. Психология М. "физкультура и спорт" 1974.

Информация о работе Темперамент