Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:11, реферат
При данном определении характера в широком смысле слова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и при этом воздействующими на поведение человека.
Введение 3
Типы темперамента и их психологическая характеристика 4
Роль темперамента в деятельности 6
Заключение 8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В Г. ПЕТРОЗАВОДСКЕ
Отделение
высшего профессионального
образования
Психология
Контрольная
работа
Темперамент.
Выполнила студентка I курса (1 год обучения) специальности 080105.65 «Финансы и кредит», обучающаяся по заочной форме, на базе среднего
профессионального образования
Ерзакова Ольга Васильевна
«______»__________________
Научный руководитель:
Дмитрякова Наталья Васильевна
«______»__________________
Дата
сдачи_________________________
Оценка________________________
Подпись
руководителя_________________
Петрозаводск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Типы темперамента и их психологическая характеристика 4
Роль темперамента в деятельности 6
Заключение 8
ВВЕДЕНИЕ
В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отличают данного, человека от других людей и вместе с тем структурно целостны, т. е. представляют собой известное единство.
При данном определении характера в широком смысле слова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и при этом воздействующими на поведение человека.
Темперамент
и характер имеют достаточно тесную
связь между собой, зависят от
психофизиологических особенностей организма
и типов нервной высшей деятельности.
Однако если темперамент изначально закреплен
генетически и в процессе жизнедеятельности
инвалида в основном постоянен, но это
нельзя сказать о характере. Он формируется
и изменяется на протяжении всей жизни
человека. Свойства темперамента являются
наследственными, поэтому чрезвычайно
плохо поддаются изменению. Исходя из
этого усилия человека должны быть направлены
прежде всего не на изменения, а на выявления
и осознание особенностей своего темперамента.
Это позволит выявить способы деятельности,
которые наибольшей степени соответствуют
его природным качествам, природному дарованию.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМНТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний. Является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.
Темперамент человека отражается:
Тип темперамента – врожденное свойство, но оно может несколько меняться под влиянием условий жизни или изменений, происходящих в организме.
Психологический портрет типов темпераментов впервые составил И. Кант. Дальнейшие исследования уточнили эти портреты.
Портрет сангвиника: высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке, хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Сангвиник очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то он становится вялым, скучным. Он склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. "Доверяй, но проверяй", – принцип подхода к сангвинику, ибо в решениях ему не хватает продуманности, в интересах – постоянства, в поступках – настойчивости.
Портрет флегматика. У него относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Флегматик невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем, инертен, медленно переключается с одной работы на другую. "Не торопи", – таким должен быть подход к флегматику.
Портрет меланхолика. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Однако это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг. "Не навреди", – принцип подхода к меланхолику.
Портрет холерика. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Холерик, находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств – гордость, честолюбие, мстительность – не знают пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, зачастую неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, холерик расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует. "Ни минуты покоя", – таков принцип подхода к холерику.
Каждый
темперамент имеет свои преимущества
и недостатки. Так, при хорошем
воспитании и самоконтроле сангвинику
свойственны отзывчивость, флегматику
– выдержка и самообладание, холерику
– активность, страстность в работе, меланхолику
– впечатлительность. Недостатками темперамента
являются: у сангвиника – поверхностность,
разбросанность; у флегматика – безразличие
к другим, "сухость"; у меланхолика
– замкнутость, застенчивость; у холерика
– импульсивность.
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности темперамента в значительной степени определяют индивидуальный стиль деятельности каждого человека. Индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов, способов, методов, которая складывается у личности в процессе деятельности и целесообразна для достижения успешного результата.
В
процессе деятельности человек выбирает
такие приемы и способы выполнения
действий, которые в наибольшей степени
соответствуют его
Чтобы осуществлять индивидуальный подход к учащимся, необходимо знать их темперамент. Для определения темперамента человека следует обратить внимание на его активность.
В.Д.
Небылицин в структуре
Общая активность – это готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованию, преодолениям препятствий. Высокий уровень общей активности отличается у холериков и сангвиников, низкий – у меланхоликов и флегматиков.
Двигательная активность – это скорость, ритм, сила движений человека (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень двигательной активности характерен холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т.д.). Низкий – для меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.).
Эмоциональная активность – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень эмоциональной активности характерен для сангвиников и флегматиков. Высокий – для холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, меланхолики нет. У холериков происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов нет.
Сочетание общей, двигательной и эмоциональной активности характеризует темперамент человека.
На базе темперамента формируется характер.
Если
оценить приведенные
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.
Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.
Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.
В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.