Темперамент: понятие, типы и влияние на характер человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать понятие темперамента, проанализировать типы темперамента, их влияние на характер человека.
Соответственно цели работы были поставлены следующие задания:
проанализировать понятие темперамента;
рассмотреть психологическую характеристику типов темперамента;
определить возрастные особенности темперамента;
проявить отличительные признаки темперамента;
проследить роль темперамента в учебной и трудовой деятельности человека;
установить этапы формирования темперамента;
исследовать особенности воспитания в зависомости от типа темперамента;
обобщить весь изложенный материал и сделать логические выводы.

Работа содержит 1 файл

реферат по практике Психология управления.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Темперамент также не определяет однозначно и  черт характера человека. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие —  противодействуют. Потому в зависимости  от типа темперамента необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на человека, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем лучше поддерживать уверенность в своих силах одобрением, а по отношению к сангвинику скорее надо проявлять бескомпромиссную требовательность.

     Существует  и обратная зависимость проявления темперамента от характера человека: благодаря определенным чертам характера  человек может сдерживать нежелательные  при данных обстоятельствах проявления темперамента.

 

     Выводы

 

     Свойства  темперамента не только определяют динамику психической деятельности в целом, но и характеризуют динамику какого-либо одного или нескольких психических  процессов в отдельности. Например, эмоциональная возбудимость, сила и  устойчивость эмоций характеризуют динамику эмоциональных процессов. Интроверсия и экстраверсия характеризуют динамику не только эмоциональных, но и интеллектуальных процессов. А мотивы, отношения и черты характера, хотя точно так же обусловливают динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в определенной ситуации. Тем самым они характеризуют отношение к определенной типической ситуации.

     Наиболее  широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

     Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

     Основные  компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

     Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической  активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а  также сила, импульсивность и яркая  выраженность эмоциональных переживаний.

     Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к  самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

     Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

     Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

     Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

 

     Список  использованной литературы

  1. Алфимова  М.В. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии. -2000. -№ 2 . - С. 128-139
  2. Введение в психологию: [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/ А. В. Брушлинский и др.; Под общ. ред. А. В. Петровского]. -М.: Академия, 1995. -493 с.
  3. Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. -2001. -№ 3: Том 22. - С. 68-85
  4. Выготский Л. Психология/ Лев Выготский,. -М.: Апрель Пресс; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -1006 с.
  5. Основы психологических знаний : Учеб. пособ./ Авт.-сост. Г.В.Щекин; МАУП. -3-е изд., стереотип.. -К.: МАУП, 2009. -122 с.
  6. Опросник В.М.Русалова для определения структуры темперамента // Персонал. -2001. -№ 8. - С. 41-45
  7. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3 — 4. М.; Л., 1951.
  8. Укрощение темперамента : Подборка статей // Здоровье. -2003. -№ 11. - С. 16-35
  9. Юнг К. Психологические типы/ Карл Густав Юнг,; Пер. с нем. С.Лорие, В.Зеленского; Под ред. В.Зеленского. -СПб.: Азбука, 2001. -732 с.

Информация о работе Темперамент: понятие, типы и влияние на характер человека