Темперамент, история его изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:33, реферат

Описание работы

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны, т.е. на их основе могут быть сформированы различные качества лично-сти. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспита-ния связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа опре-деляет основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

Содержание

Введение 3
Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента 4
История представлений о темпераменте 5
Теории темпераментов 8
• Гуморальные: 8
 Гиппократ 8
 Гален 9
 И. Кант 9
• Темперамент как характеристика индивида с точки зрения динамики протекания его психической деятельности: 10
 И.И. Павлов 10
 Г.Айзенк, К.Юнг 14
Заключение 17
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Темперамент, история его изучения.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    Большинство людей (до 80%) относятся к “золотой середине”. Средний тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем с определенным преобладанием второй сигнальной системы над первой. В характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.

    Проявляться это начинает к 12— 16 годам: одни подростки  большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике. 

  • Г.Айзенк, К.Юнг

    Изучение  работ И. П. Павлова, Э. Кречмера, К. Юнга, и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило Гансу (Хансу) Айзенку предположить существование следующих базисных измерений личности: нейротизма и экстра- интроверсии.

    Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях  уделяет сбору экспериментальных данных, подтверждающих универсальность предложенных им измерений личности. Для этого привлекается факторный анализ результатов многочисленных и разнородных тестов (методик), с помощью которых обследуются группы. Первоначально на основе комплекса признаков, дифференцирующих здоровых людей и больных неврозом, был выделен фактор нейротизма, позднее – фактор экстра – интроверсии, под который Г. Айзенк в течение длительного времени стремился подвести физиологическую основу, используя ряд положений теории И. П. Павлова.

    Вот что писал сам Айзенк : “В теории Юнга, помимо экстраверсии—интроверсии, мы можем отчетливо видеть наличие другого, подразумеваемого, независимого фактора, хотя сам Юнг никогда формально не разрабатывал эту часть своей концепции. Этот фактор мы условно можем назвать “аномальность” или “нейротизм” и определить как общее для истерии и психастении качество, отличающее его носителя от здоровой личности. Независимость нейротизма от интроверсии особенно подчеркивалась Юнгом: “Не следует считать интроверсию чем-то более или менее схожим с нейротизмом. Как понятия, они не имеют ничего общего между собой”. Если мы хотим составить законченную схему концепции Юнга, мы должны нарисовать две ортогональные оси, одна из которых будет отражать экстраверсию— интроверсию, а другая — норму—нейротизм” [1].

    Нейротизм – это эмоционально-психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс, они долго переживают конфликты, часто подавлены, огорчены, тревожны, круг их друзей обычно сужается.

      Понятия “экстраверсия” и “интроверсия”  были введнеы швейцарским психологом  К.Юнгом и означают преимущественную  направленность индивидов на внешний или внутренний мир.

          Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к  внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны  и подвержены внушению. “Юнг дает довольно подробное описание личностных черт, характерных для интроверта и экстраверта. <…> Экстраверт видится личностью, которая ценит окружающий мир, как материальный, так и нематериальный, его аспекты (достаток, богатство, власть, престиж); он ищет социального одобрения и склонен следовать устоям общества; он социабелен, легко приобретает друзей и доверяет окружающим. Он проявляет внешнюю, физическую активность, тогда как активность интроверта относится более к психической, интеллектуальной сфере. Экстраверт изменчив, любит все новое — вещи, людей, впечатления. Он эмоционально возбудим, но его чувства никогда не бывают очень глубокими; он в определенной степени равнодушен, беспристрастен, рационален, меркантилен и упрям. Он стремится быть свободным, беззаботным и доминирующим. Это краткое описание не претендует на нечто большее, чем простое обобщение некоторых характерных черт экстраверта, которые, однако, по мнению Юнга, связаны между собой, что позволяет выделить экстраверсию как отдельный тип”.

          Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они менее общительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду.

    Заимствуя у Юнга понятия экстраверсии и  интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У Юнга это различные  типы по направленности либидо, для Г. Айзенка – комплексы скоррелированных между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

    Согласно  Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

    Айзенк  установил, что интроверты имеют  более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активности дополнительными движениями, повышенным вниманием к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию.

 

    Заключение 

    Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

    Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

    К свойствам темперамента относятся  индивидуальные особенности, которые

  1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
  2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента.

    Пользуясь определенными признаками, можно  с достаточной определенностью  отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

 

    Библиографический список 

  1. Ковалев, А. Г.  Темперамент и характер [Текст] / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев  // Психология индивидуальных различий. Тексты.  – М. : [б. и.], 1982. – 320 с.
  2. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст]  / В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986. – 253 с.
  3. Небылицын, В. Д. Темперамент [Текст] / В. Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М. : [б. и.], 1982. – 320 с.
  4. Норакидзе, В. Г. Темперамент личности и фиксированная установка [Текст] / В. Г. Норакидзе. – Тбилиси : [б. и.], 1970. – 311 с.
  5. Овчинников, Б. В. Ваш психологический тип [Текст] / Б. В. Овчинников, К. В. Павлов и др. – СПб. : Изд-во Андреев и сыновья, 1994. – 235 с.
  6. Психология индивидуальных различий [Текст] / под  ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 2000. – 776 с.
  7. Русалов, В. М. Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности [Текст] / В. М. Русалов // Психологический журнал, 1980.  – № 2. – С. 36–43.
  8. Юнг, К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг. – М. : Университетская книга, АСТ, 1996. – 716 с.

Информация о работе Темперамент, история его изучения