Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:33, реферат
Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны, т.е. на их основе могут быть сформированы различные качества лично-сти. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспита-ния связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа опре-деляет основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
Введение 3
Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента 4
История представлений о темпераменте 5
Теории темпераментов 8
• Гуморальные: 8
Гиппократ 8
Гален 9
И. Кант 9
• Темперамент как характеристика индивида с точки зрения динамики протекания его психической деятельности: 10
И.И. Павлов 10
Г.Айзенк, К.Юнг 14
Заключение 17
Библиографический список 18
Большинство людей (до 80%) относятся к “золотой середине”. Средний тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем с определенным преобладанием второй сигнальной системы над первой. В характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.
Проявляться
это начинает к 12— 16 годам: одни подростки
большую часть времени отдают литературе,
музыке, искусству, другие — шахматам,
физике, математике.
Изучение работ И. П. Павлова, Э. Кречмера, К. Юнга, и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило Гансу (Хансу) Айзенку предположить существование следующих базисных измерений личности: нейротизма и экстра- интроверсии.
Большое
внимание Г. Айзенк в своих исследованиях
уделяет сбору
Вот что писал сам Айзенк : “В теории Юнга, помимо экстраверсии—интроверсии, мы можем отчетливо видеть наличие другого, подразумеваемого, независимого фактора, хотя сам Юнг никогда формально не разрабатывал эту часть своей концепции. Этот фактор мы условно можем назвать “аномальность” или “нейротизм” и определить как общее для истерии и психастении качество, отличающее его носителя от здоровой личности. Независимость нейротизма от интроверсии особенно подчеркивалась Юнгом: “Не следует считать интроверсию чем-то более или менее схожим с нейротизмом. Как понятия, они не имеют ничего общего между собой”. Если мы хотим составить законченную схему концепции Юнга, мы должны нарисовать две ортогональные оси, одна из которых будет отражать экстраверсию— интроверсию, а другая — норму—нейротизм” [1].
Нейротизм – это эмоционально-психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс, они долго переживают конфликты, часто подавлены, огорчены, тревожны, круг их друзей обычно сужается.
Понятия “экстраверсия” и “
Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и подвержены внушению. “Юнг дает довольно подробное описание личностных черт, характерных для интроверта и экстраверта. <…> Экстраверт видится личностью, которая ценит окружающий мир, как материальный, так и нематериальный, его аспекты (достаток, богатство, власть, престиж); он ищет социального одобрения и склонен следовать устоям общества; он социабелен, легко приобретает друзей и доверяет окружающим. Он проявляет внешнюю, физическую активность, тогда как активность интроверта относится более к психической, интеллектуальной сфере. Экстраверт изменчив, любит все новое — вещи, людей, впечатления. Он эмоционально возбудим, но его чувства никогда не бывают очень глубокими; он в определенной степени равнодушен, беспристрастен, рационален, меркантилен и упрям. Он стремится быть свободным, беззаботным и доминирующим. Это краткое описание не претендует на нечто большее, чем простое обобщение некоторых характерных черт экстраверта, которые, однако, по мнению Юнга, связаны между собой, что позволяет выделить экстраверсию как отдельный тип”.
Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они менее общительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду.
Заимствуя у Юнга понятия экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У Юнга это различные типы по направленности либидо, для Г. Айзенка – комплексы скоррелированных между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.
Согласно Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активности дополнительными движениями, повышенным вниманием к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию.
Заключение
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
Итак,
под темпераментом следует
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
Библиографический
список