Темперамент и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…… 3

1. Понятие темперамента ………………………………………………………. 4

2. Типология темпераментов ………………………………………………….... 7

3. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности ……………………. 11

4. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности …………………….... 12

5. Темперамент и личность …………………………………………………..…. 13

Заключение ……………………………………………………………………..…. 15

Список использованных источников ………………………………………..…… 16

Работа содержит 1 файл

Псиология 2.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Российский  государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоретической и экспериментальной  психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №2 

по курсу "Общая психология" 

на тему: 

«Темперамент и личность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 

Гаппасов  Равил Гусманович

Группа  ЗЭС – 213с

Курс 2 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

Содержание.

Введение  …………………………………………………………………….……     3

1. Понятие темперамента ……………………………………………………….    4

2. Типология темпераментов …………………………………………………....   7

3. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности …………………….    11

4. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности ……………………....     12

5.  Темперамент и личность …………………………………………………..….    13

Заключение ……………………………………………………………………..….   15

Список  использованных источников ………………………………………..……  16  
Введение.

   Наблюдения  показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить  за поведением учеников на уроке, то можно  сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

      Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.

      Темперамент относится к числу таких психологических  понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

      Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как  бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще выдающиеся русские полководцы - холерик А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов. Легко отнести к одному из классических темпераментов и литературных героев - мушкетеров из романов А.Дюма-отца.

      Знакомство  с понятием и типологией темпераментов  позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения,  для руководителей всех уровней при построении тактики  деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.  
 
 
 
 

  1. Понятие темперамента.
 

   В природе не существует абсолютно  одинаковых человеческих личностей  – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми  и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства. К свойствам темперамента относятся прежде всего врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности . От темперамента зависит  характер протекания психической деятельности, а именно:

      1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

      2) психический темп и ритм;

      3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

      4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

      Динамика  психической деятельности зависит  также от мотивов и психических  состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их.

      Но  свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются  у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена,  проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: в том, как он  общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента.

      Таким образом, под темпераментом следует  понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. В данном определении центральное место занимают свойства темперамента,  их постоянство в течение жизни и при различных обстоятельствах, при этом несколько на задний план отступает динамика психической деятельности, определяемая данными свойствами. Определение не содержит указаний на происхождение темперамента (врожденные или приобретенные  свойства психики).

      Существуют  несколько иные определения темперамента и его свойств.

  Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека..

  Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. В данном источнике в определении темперамента сделан акцент на темперамент как психическое свойство личности, а затем осуществлен переход к динамике протекания психических процессов как основной характеристике темперамента.

  Темперамент – это врожденные особенности  человека, которые обсуловливают  динамические характеристики интенсивности  и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. В данном определение обращено внимание на  генетически обусловленную природу темперамента,  связь темперамента с особенностями   приспособления к окружающей среде. Определение  не содержит терминов “динамика психических процессов”, “психические свойства”, в нем говорится о характеристиках реагирования  и его свойствах (интенсивность, скорость) без уточнения природы этого реагирования, Только по признакам определения “степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности” становится более понятным, что речь идет   о психических процессах. 

    В соответствии с двумя основными  видами человеческой деятельности —  предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному. 

    Еще на одно обстоятельство, характеризующее  связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

    Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

    Активная  сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

   Продуктивность  всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

   Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

   Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких,  небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

   Темп  работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром,  другой – в медленном темпе.

Информация о работе Темперамент и личность