Темперамент. Диагностика темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
1. Определение темперамента 4
2. История представлений о темпераменте 5
2. ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
1. Диагностика темперамента по Павлову И.П. 10
2. Типы темперамента 13
3. Темперамент и характер 16
4. Влияние темперамента на деятельность 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

     Психологи установили, что слабость нервной  системы не является отрицательным  свойством. Сильная нервная система  более успешно справляется с  одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной  системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его  учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются  черты разных темпераментов.

     "Чистые" темпераменты встречаются относительно  редко.

    1. Темперамент и характер

     Тип темперамента не может быть «хорошим»  и «плохим». Темперамент придает  своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация, раскрывающая специфические особенности поведения представителей разных темпераментов.

     Человек проявляет одни и те же динамические особенности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в глубокой сосредоточенности. Каждый темперамент имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, активность, энергия; сангвиника – подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика – глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика – спокойствие, отсутствие торопливости.

     Но  не всякий холерик энергичен и  не всякий сангвиник отзывчив. Эти  свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает  или затрудняет эту задачу.

     Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных  черт личности. Холерический темперамент  может провоцировать человека к  несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться  в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент  может способствовать тому, что человек  будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

     Свойства  темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут  быть сформулированы ценные качества личности.

  2.4. Влияние типа темперамента на деятельность

     Динамические  черты личности человека выступают  не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются  и в умственной сфере, в сфере  побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное  заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а  по своеобразию ее проявлений.

     Установлено отсутствие зависимости между уровнем  достижений, т.е. конечным результатом  действий, и  особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как  нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в  нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

     В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом  действий, а способом достижения результатов.  Были проведены исследования с целью  установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

     Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности  и напряжения.

     Необходимо  постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

     Флегматика  нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к  себе систематического внимания. Его  нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика  недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония.  Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

     От  темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется  в особенностях протекания психических  процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран.  Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения.

     О природе темперамента высказывались  различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали   У. Мак-Дауголл, Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, Г. Врисберг  связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций.

     У каждого темперамента можно найти  как положительные, так и отрицательные  свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность  проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями  и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому  для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному  в работе человеку.

     Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость  и застенчивость; у флегматика —  безразличие к людям, сухость; у  сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.

     Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности  человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Либин А.В.  "Дифференциальная психология" - М: изд.СМЫСЛ, 2000г.;
  2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964г.;
  3. Немов Р.С. "Психология" - М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999г.;
  4. Общая психология  / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 1998 г.;
  5. Справочники "ИНФРА-М" "Современная психология" - М: ИНФРА-М, 1999г.;
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000г.

Информация о работе Темперамент. Диагностика темперамент