Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:27, контрольная работа
Внешне психологическое консультирование для человека не компетентного выглядит как непринужденная дружеская беседа, в которой два человека обговаривают жизненые трудности, проблемы, и находят пути для их разрешения. На самом деле психологическое консультирование состоит из множества техник и приемов которые помагают психологу – консультанту на всех этапах консультации.
Введение 3
Глава 1 Технология ведения консультативной беседы. 4
1.1. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы 4
1.2. Постановка вопросов 8
1.3. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа 9
Глава 2 Техники консультирования в различных подходах 16
2.1. В психоаналитическом подходе. 16
2.2. В подходе бихевиоризма. 17
2.3. В гештальттерапии. 18
2.4. В транзактном анализе. 19
2.5. В гуманистической терапии. 19
2.6. Техники нейролингвистического программирования 20
Вывод 21
Список литературы
Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п.
Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.
Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.
Хотя
постановка вопросов является важной
техникой консультирования, однако следует
избегать чрезмерного опрашивания. Любой
вопрос должен быть обоснован — задавая
его, надо знать, с какой целью он задается..
Если опрос превратить в основную технику
консультирования, то и консультирование
превратится в допрос или следствие. В
такой ситуации клиент покинет кабинет
консультанта с чувством, что был не столько
понят и призван к эмоциональному участию
в консультативном контакте, сколько допрошен.
1.3. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа.
Техники описанные ниже используются для того чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу поддержать клиента, настроить на доверительную беседу, помочь клиенту четко сформулировать свою проблему и др.〚2〛
Ободрение и успокаивание
Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение реакция: "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта. Атмосфера поддержки, в которой клиент чувствует себя свободно, позволяет исследовать возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в ориентированном на клиента консультировании.
Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого", "Вы поступили правильно", "Время от времени каждый чувствует себя так же", "Вы правы", "Это будет нелегко", "Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться", "Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать" и т.д.
Однако, говоря об успокаивании клиента, мы не должны забывать, что, как и любая техника, этот метод может использоваться правильно и неправильно. Частой ошибкой "успокаивания" является то, что консультант предлагает себя в качестве "подпорки" беспокойному клиенту. Это ограничивает возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы. Рост личности всегда связан с чувством неопределенности и некоторой дозой напряжения и тревоги. Кроме того, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е. начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента от консультанта. В этом случае клиент перестает быть самостоятельным, не ищет собственных ответов, а полностью полагается на одобрение консультанта, т.е. ничего не делает без санкции консультанта. Консультант также не должен забывать, что если будет злоупотреблять распространенной в нашем повседневном лексиконе фразой "все будет хорошо", считая ее успокаивающей, клиент станет ощущать недостаток эмпатии.
Отражение содержания: перефразирование и обобщение
Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках
цели перефразирования:
показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
проверить правильность понимания мыслей клиента.
При перефразировании надо помнить три простых правила:
Перефразируется основная мысль клиента.
Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.
Хорошо
перефразированная мысль
В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа,
Отражение чувств
Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.
Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.
Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.
Интерпретация
Сущность предлагаемой интерпретации в большой мере зависит от теоретической позиции консультанта. В ориентированной на клиента терапии уклоняются от прямых интерпретаций, не желая снимать с клиента ответственность за процесс консультирования. Совершенно противоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представители психоаналитического направления. Здесь интерпретационные техники занимают центральное место, поскольку в психоанализе интерпретируется практически все — перенос, сопротивление, сны, свободные ассоциации, умалчивание и т.п. Таким образом психоаналитики стремятся более глубоко раскрыть психодинамический смысл проблем клиента. В "гештальт-терапии" сам клиент побуждается к интерпретации своего поведения, т.е. остается полностью ответственным за объяснение.
Hill (1986)
выделяет пять типов
Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.
Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: "Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете".
Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: "Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи". Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи). Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что его прошлые отношения (обычно с отцом или матерью) мешают правильно воспринимать чувства и поведение консультанта.
Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.
Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
Конфронтация
Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Egan (1986) определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.
Чувства консультанта и самораскрытие
Консультант
посредством выражения своих
чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться
в самом широком смысле — это значит показать
свое эмоциональное отношение к событиям
и людям. В течение многих лет в психологическом
консультировании и психотерапии преобладала
точка зрения, что консультант не должен
поддаваться искушению раскрывать свою
личность перед клиентом. Это обычно не
рекомендуется по двум причинам. Во-первых,
когда клиент слишком много знает о консультанте,
он значительно меньше фантазирует о нем,
и консультант теряет важный источник
информации о клиенте. Например, некоторые
клиенты стремятся узнать, женат он (замужем
она) или нет. Вместо ответа на этот вопрос
консультант должен поинтересоваться,
какое имеет значение для клиента, женат
или неженат консультант. Вторая причина,
по которой не рекомендуется раскрываться
перед клиентами, состоит в том, что откровенность
подразумевает разделение своих проблем
с клиентами, что антитерапевтично. Скрытность
особенно актуальна в начале консультирования,
когда клиент чувствует себя тревожно
и не доверяет ни себе, ни консультанту.
Откровенность консультанта может увеличить
тревогу клиента и недоверие к консультанту.
Рассказывая о себе клиенту, консультант
чаще всего просто добивается, чтобы клиент
его лучше понял и "принял". Однако
перед консультантом стоит противоположная
задача — понять клиента. Конечно, в приведенных
аргументах содержится доля правды. Тем
не менее представители экзистенциально-
Откровенность вызывает откровенность. Самораскрытие консультанта может быть двояким. Прежде всего консультант может выражать свои непосредственные реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь . Например: "Иногда, вот как сейчас, мне трудно выбрать, как реагировать на Ваши слова, чтобы это имело смысл для Вас; мне грустно и тревожно, что Вы постоянно спотыкаетесь и занимаетесь самоуничижением" и т.п. Другой вариант откровенности консультанта — это рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента.
Информация о работе Техники консультирования в различных подходах