Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:35, доклад
Главное свойство психики - непрерывность процесса ее развития, источником которого является противоречие между изменчивостью и устойчивостью, беспорядком и упорядоченностью психических образований. В каждой области психики и на любом уровне ее развития данное противоречие имеет свои специфические формы проявления. Нам удалось выявить и исследовать их на уровне как потребностно-мотивационной сферы, так и всей психики в целом.
Главное свойство психики - непрерывность процесса ее развития, источником которого является противоречие между изменчивостью и устойчивостью, беспорядком и упорядоченностью психических образований. В каждой области психики и на любом уровне ее развития данное противоречие имеет свои специфические формы проявления. Нам удалось выявить и исследовать их на уровне как потребностно-мотивационной сферы, так и всей психики в целом.
Потребность в новых впечатлениях,
новых знаниях является одной
из фундаментальных у детей
Наши исследования выявили следующий
важный факт: указанная потребность
имеет сложное строение и выступает
в двух тесно связанных противоречивых
формах. Первая проявляется как стремление
к ярким необычным
Вторая форма потребности в
обновлении выражается в преодолении
неопределенности, в возрастании
упорядоченности и устойчивости
психических образований, но уже
на новом, более высоком уровне. И
хотя эта потребность также
Таким образом, каждая потребность
на определенном этапе своего функционирования
и развития активизирует свою противоположность
и тем самым резко тормозит
собственную активность. В целом
потребность обновления, взятая в
единстве ее противоречивых сторон, характеризуется
принципом цикличной
Далее рассмотрим самые общие характеристики структуры психики ребенка как целостного образования и те противоречия, которые имеют место в этой структуре. Наши исследования, а также работы ряда других психологов (А.В.Запорожец, Х.Вернер, Ж.Пиаже, Н.И.Чуприкова и др.) позволили установить важную особенность ребенка-дошкольника, состоящую в том, что во всех сферах его психики (познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной) одновременно функционируют психические образования, существенно различающиеся степенью своей сформированности, зрелости. Так, у детей имеется область как достаточно развитых, четко структурированных образований, так и глобальных, неустойчивых, неопределенных образований, находящаяся на стадии своего становления, как и психика ребенка в целом.
Именно вторая область у ребенка-до-
Важно подчеркнуть, что глобальные структуры содержат в себе (как в потенциальной, так и в активной форме) богатые запасы самой разнообразной информации. Интенсивное продуцирование ребенком такого рода структур ведет к эффективному накоплению огромных ресурсов информации, которая затем упорядочивается в ходе процессов дифференциации.
В ходе различных форм деятельности (игры, продуктивной деятельности, детского экспериментирования) у ребенка появляется множество точек зарождения и роста новых психических образований, отражающих в зачаточной форме как фундаментальные связи и отношения окружающей ребенка действительности, так и менее значимые связи. Эти глобальные психические образования едины по своему происхождению и устремленности в будущее, в отдаленную перспективу. Вместе они образуют мощную целостную систему, определяющую основные направления развития ребенка.
Во многих исследованиях главное внимание уделялось превращению глобальных психических образований в дифференцированные. Вместе с тем малоизученным оставался вопрос: откуда берутся, как возникают сами глобальные психические образования - тот материал, который дает пищу процессам дифференциации? Нам удалось показать, что одними из мощных факторов, стимулирующих их появление, являются сами процессы дифференциации. Каждый акт дифференциации, что-то уточняя, проясняя, тем самым неизбежно рождает новые аспекты понимания, которые ведут к возникновению новых глобальных психических образований все более высокого уровня.
Подводя итоги сказанному выше, подчеркнем,
что в целостной психике
дифференцированные четкие стабильные структуры - устойчивое ядро детской психики; глобальные поисковые структуры, обладающие чрезвычайно высокой подвижностью, изменчивостью - та подвижная аура, которая располагается вокруг устойчивого ядра (назовем это моделью "А").
Такова самая общая структура
психики ребенка (и не только ребенка),
которая обусловливает
Первая тенденция состоит в
непрерывном преодолении
Вторая тенденция состоит в
непрерывном возникновении и
развитии все новых и качественно
более сложных глобальных психических
образований. Потребность в обновлении
стимулирует интенсивную
В результате теоретических и
противоречие между
противоречие между
Мы исследовали некоторые
Приведем пример. Детей с помощью специально составленного текста вводили в острую противоречивую ситуацию,активизирующую одновременно различные уровни их жизненного опыта: 1) достаточно простые и отработанные схемы нравственного поведения, 2) глубинные слои нравственного строя личности, выступающего в форме глобальных психических образований.
Конкретно это выглядело так. Экспериментатор
приглашал к себе в комнату
ребенка и зачитывал ему
После этого детям среднего и старшего дошкольного возраста задавали вопросы: обманщик ли Вова? Плохой ли он мальчик? Хороший ли мальчик Миша? Кто лучше - Вова или Миша?
Подавляющее большинство детей (89%), подчиняясь логике рассказа, отвечали, что Вова обманщик и плохой мальчик. Они развернули в процессе своих ответов очень четкое, логически аргументированное объяснение: "Вова нарушил слово, значит, он обманщик. Раз он обманщик, значит, он плохой мальчик. Миша сдержал слово, значит, он хороший мальчик, лучше, чем Вова".
Затем дошкольники занимались своими делами в детском саду и, казалось, забыли о своих ответах по поводу поведения Вовы и Миши. Вместе с тем через 3 - 4 ч после эксперимента 63% детей радикальным образом изменили свое мнение о ситуации.
Вначале у дошкольников доминировала более простая, четкая нравственная норма - Вова нарушил слово, данное маме, поэтому он обманщик. Другая нравственная норма - помог в трудную минуту женщине и ребенку - не учитывалась ими. Противоречие возникало, когда до-школьники начинали более ясно осознавать, что все не так просто: нарушил слово, но вместе с тем совершил и добрый поступок. Постепенно на первый план выступала доброта Вовы.
Таким образом, у дошкольников в их понимании острой социальной ситуации возникало две тенденции. Одна ясная и четкая - Вова плохой мальчик, другая, постепенно возникающая и набирающая силу, - Вова добрый ребенок. После проведения эксперимента, когда дети уходили на прогулку, в течение 3 - 4-х часов разыгрывалась драма: борьба данных тенденций. Важно подчеркнуть, что именно в процессе преодоления данного противоречия большинство детей самостоятельно сделали серьезный шаг в своем разви- тии - они сами пришли к пониманию иерархичности, соподчинения нравственных норм. Это особенно четко высказал Саша (5 л. 7 мес): "Вова нарушил слово, но он помог женщине и мальчику. Это важнее".
Таким образом, мы наблюдали, как две
основные противоречивые тенденции, проявляясь
в различных областях психики, находились
в различных фазах
1) конфликтная фаза, характеризующаяся
противостоянием этих
2) положительная фаза, отличающаяся
постепенным нарастанием
Акты дифференциации и интеграции не просто взаимосвязаны между собой, а проникают друг в друга. В связи с этим мы хотим немного уточнить С.Л.Рубин- штейна: он, говоря о взаимосвязи анализа и синтеза (дифференциации и интеграции), приводил сравнение с дыханием. Акт вдоха всегда следует после выдоха, акт выдоха - после вдоха. Это сравнение не совсем точно: здесь отсутствует взаимопроникновение. На самом деле акты дифференциации и интеграции существуют, одновременно переходя один в другой, и в этом смысле они и противоречивы, и тождественны.