Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:18, лекция
К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер, способности.
Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.
Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.
В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь и последовательность устойчивых свойств и установок личности, которые и определяют качественное своеобразие поведения человека, его систему отношений к другим, к себе и деятельности, к миру вообще. Характер – это обобщенное выражение избирательной направленности личности. Форма или способ поведения является наиболее существенным выражением характера. Характер накладывает отпечаток на речевое поведение человека (императивный, заискивающий стиль речи, специфика мимики, жестов и т. д.). Взгляд человека, его поза, походка также отражают особенности характера человека. Однако, чтобы определить характер человека по внешнему виду, экспрессии, необходимо быть наблюдательным и не допускать ошибок перцепции (идеализации, проекции, снисходительности и т. д.) при интерпретации характера человека. Кроме того, следует учитывать, что за поведением скрываются мотивы человека. Если не учитывать, их мотивы поведения, то мы лишь поверхностно будем судить о характере человека суждения будут поверхностными.
В структуре характера выделяют интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества личности, а также такое качество личности, как убежденность. Ведущим компонентом характера является система убеждений. Убежденность определяет мотивы поведения, принципиальность, последовательность действий и поступков, требовательность к себе и другим, ответственность. Именно убежденность проявляется в выборе целей деятельности и выявляет такие черты, как инициативность, рациональность, расчетливость или противоположные качества.
Морально-волевые качества проявляются при достижении целей деятельности. Это – самостоятельность, целеустремленность, решительность, храбрость, смелость или же альтернативные им качества. Сюда же можно отнести и самообладание, уверенность в себе, трудолюбие, благородство и т. д.
Эмоциональный компонент характера – это интеграция эмоциональных свойств и проявлений личности. Выделяют характеры сентиментальные, страстные, эмоциональные.
Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. К эмоциональным особенностям характера относят отзывчивость, чуткость, щедрость, доброту, уверенность в себе, уважение себя и других или наглость, грубость, безразличие и т. д.
В характер включаются и интеллектуальные особенности человека и, в первую очередь, его качества ума (оригинальность, гибкость, глубина и т. д.), стиль мышления (теоретический, практический и т. д.), которые становятся свойствами личности, выражающимися в своеобразии характера. Так, любознательность, любопытство, легкомыслие, благоразумие, наблюдательность, будучи интеллектуальными качествами, могут стать чертами характера.
Наиболее ранняя и
известная типология людей
1. Астенический тип: худой и тонкий человек при среднем и выше среднего росте. Тонкая кожа лица, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Женщины этого типа часто малорослы.
2. Атлетический тип: сильно развитый скелет и мускулатура. Среднего или высокого роста, широкие плечи, мощная грудная клетка. Плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (голова, грудь, живот), склонность к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Среднего роста, короткая шея.
Тип строения тела, как подтверждено исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям.
В формировании характера основную роль играют наследственность, среда, социальное окружение, подражание. Истоки характера и первые признаки его стабилизации находятся в самом начале жизни в возрасте от 2 до 10 лет.
Основную роль в формировании, развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Ребенок подражает близким ему людям в поступках и поведении. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах ребенка, способы общения с ним важны для становления характера.
Раньше других закладываются такие черты, как общительность, доброта, отзывчивость и противоположные им качества: безразличие к людям, черствость, эгоистичность.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юности – нравственная основа. К 17–19 годам характер человека можно считать в основном сложившимися.
В структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все свойства и особенности поведения, он влияет на познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление, память.
Под прямым влиянием характера находится эмоциональная жизнь, мотивация, воля и им определяется индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается устойчивостью. Одна из этих устойчивых черт – общительность и связанная с ней замкнутость. Здесь же более общие черты, в которые они входят как составляющие – экстраверсия и интроверсия, выражающие соответственно открытость или замкнутость человека к окружающему, к другим людям.
Экстраверт – это общительный человек, проявляющий всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.
Интроверт – все внимание обращает на самого себя, он сам есть центр собственных интересов.
Типичные черты характера имеют различную интенсивность у разных людей. Крайнюю интенсивность черт характера называют акцентуацией. Акцентуированные черты характера проявляются при определенных условиях. В зависимости от проявления тех или иных черт характера специалисты (К. Леонгард) выделяют ряд разновидностей или типов характерологических акцентуаций.
К основным типам акцентуации характера немецкий психиатр К. Леонгард относил у взрослых
1. Гипертимный тип: чрезмерная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношения к семейным и служебным обязанностям. Они энергичны, инициативны, полны оптимизма со склонностью к прожектерству, повышенной раздражительностью, трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный тип: низкая контактность, пессимизм. Домоседы, редко вступают в конфликты с окружающими. Высоко ценят тех, кто с ними дружит. Серьезны, добросовестны, обладают обостренным чувством справедливости. Отличаются пассивностью, замедленностью мышления, индивидуализмом.
3.Циклоидный тип: часты периодические смены настроения. В период повышенного настроения – общительны, а в пору подавленного – замкнуты. Во время душевного подъема ведут себя, как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.
4. Возбудимый тип: низкая контактность в общении, замедленность реакций. Угрюмы, склонны к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В состоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыльчивы, для них характерно неконтролируемое поведение.
5. Застревающий тип: умеренная общительность, неразговорчивость, склонность к нравоучениям. Инициатор конфликтов. Повышенные требования к себе, к своему делу. Обостренное чувство социальной справедливости, обидчив, подозрителен, мстителен. Чрезмерная самонадеянность, четолюбие. Непомерные требования к близким, подчиненным.
6. Педантичный тип: в редких конфликтах выступает пассивной стороной. Предъявляет к окружающим много формальных требований. Охотно уступает лидерство другим. Чрезмерные претензии к аккуратности. Добросовестен, надежен в деле.
7. Тревожный тип: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, пессимизм. В редких конфликтах играет пассивную роль. Самокритичны, исполнительны, дружелюбны. Часто служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип: Общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты. Конфликты редки. Доброта, сострадательность, радость чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Чрезмерная чувствительность, слезливость, обиды носят в себе.
9. Демонстративный тип: чрезмерная легкость установления контактов, жажда похвалы, стремление к лидерству, власти. Внешняя мягкость со склонностью к интригам. Высокие притязания, самоуверенность. Провоцируют сами конфликты, выступая в роли обиженных. Артистичны, способны увлечь других, неординарность мышления, поступков. Эгоистичны, лицемерны, хвастуны, учиться и работать не любят.
10. Экзальтированный тип: высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Спорщики, но до открытых конфликтов дело не доводят. Привязанность и внимательность к друзьям, близким. Альтруисты, яркость, искренность чувств. Паникеры, склонность к сиюминутным перепадам настроения.
11. Экстравертированный тип: высокая контактность, словоохотливость до болтливости. В редких конфликтах играют пассивную роль. В общении лидерство уступают другим, предпочитают подчиняться, готовы выслушать других, исполнительны. Отталкивающие особенности: легкомыслие, страсть к развлечениям, необдуманности поступков.
12. Интровертированный тип: низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к одиночеству. Редкие конфликты только при бесцеремонном вмешательстве в их личную жизнь. Эмоционально холодны, сдержанны, принципиальны. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность.
К акцентуациям свойств характера относятся демонстративность, склонность к застреванию и возбудимость. Остальные виды акцентуаций К. Леонгард относил к особенностям темперамента, отражающим темп и глубину аффективных реакций.
2.5.3. СПОСОБНОСТИ.
Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Для того, чтобы лучше разобраться в понятии "способности" рассмотрим три подхода к этому вопросу: житейский, этимологический и научный.
Житейский подход. В обыденных разговорах люди часто употребляют термин "способности" как по отношению к человеку, так и относительно различных предметов. Например, когда говорим, что "самолет способен летать", мы используем данный термин для обозначения определенного свойства, качества. Тот же смысл вкладывается, когда мы говорим кому-либо о поразивших нас способностях человека: быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа. Таким образом, в житейской, обыденной практике под способностями мы понимаем любые умения, навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.
Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин "способный" чаще всего связывается с другими терминами – "одаренный", "талантливый". Из этого видно, что способность имеет разную степень выраженности и определяется через соотношение с успехом в деятельности.
Научный подход к понятию "способности" отличается от вышеприведенных более узким значением. В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков). При этом способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционная особенность психической деятельности индивида.
Позиции различных течений западной психологии и отечественной психологии в вопросе о природе способностей коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.
В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.
Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека
Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается.
Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
Рассмотрим происхождение способностей с различных точек зрения с приведением подтверждающих факторов.
Сторонники одной точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В качестве доказательств этой позиции приводятся примеры династии выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторное проявление способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.
В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта – в 3 года, литературные способности Пушкина – в 9 лет.