Характер
У каждого человека
черты и качества соединены по-разному.
Неповторимое, индивидуальное сочетание
психологических черт личности представляет
собой
характер.
Характер - это
своеобразие склада психической
деятельности, проявляющегося в
особенностях социального поведения
личности и в первую очередь
в отношениях к людям, делу,
к самому себе.
Характер формируется
в процессе познания окружающего
мира и практической деятельности.
От круга впечатлений и разнообразия
деятельности зависят полнота
и сила характера. Основа, главный
стержень характера складывается
постепенно, укрепляется в процессе
жизни и становится типичной
для данного человека, а конкретные
проявления характера могут видоизменяться
в зависимости от ситуации, в
которой находится человек под
влиянием людей, с которыми
он общается. Оставаясь самим
собой, человек может проявлять
то большую, то меньшую откровенность
или замкнутость, решительность или нерешительность,
твердость или мягкость. Некоторые сдвиги
в характере наблюдаются при старении
организма, продолжительной болезни или
других изменениях в психике.
Структура характера
Определить структуру,
или строение, характера человека
- значит выделить в характере
основные компоненты и установить
обусловленные ими специфические
черты в их сложном отношении
и взаимодействии. В характере
как психическом складе, как целостной
системе свойств, отражающих историю
взаимодействие личности с условиями
жизни, всегда можно выделить
основные звенья системы. или динамические
стереотипы, которые' закрепляются внешними
воздействиями и которые характеризуют
поведение человека в данных условиях
жизни. В содержательном плане характер
рассматривается как система отношений
человека к окружающему миру, деятельности,
другим людям, к самому себе.
Отношение к
окружающему миру выражается
в направленности личности, которая
проявляется и действиях, поступках,
поведении и определяется мировоззрением
человека, его потребностями.
По отношению
людей к окружающему миру можно
говорить о характерах идейных
и безыдейных. Идейный характер
свойственен человеку, имеющему
определенные устойчивые взгяды и поступающему
в соответствии с ними. Наоборот, человек
с безыдейным характером либо вообще не
имеет твердых взглядов и убеждений, либо
действует вразрез с ними, подчиняясь
чувствам, обстоятельствам или постороннему
влиянию.
Важной чертой
идейного характера, выраженной
по отношению к окружающему,
является его целенаправленность.
Она проявляется в наличии
у человека системы ближних
и дальних целей, обусловленных
его мировоззрением.
По отношению
к труду различают деятельные
и бездеятельные характеры. Человеку
с деятельным характером присуща
целеустремленность, которая делает
труд организованным; придает ему
общественную значимость и моральную
ценность. Деятельные, но неорганизованные
люди внешне суетливы, отличаются
отсутствием
целеустремленности
или неумением подчинить свои
действия своим мыслям.
Люди, обладающие
бездеятельным характером, пассивны.
Бездеятельность
вместе с тем
может вызываться глубокой внутренней
противоречивостью человека. Но
и в этом случае она
не может быть оправдана.
Отношение к
людям проявляется во взаимоотношениях
с товарищами, в
совместной деятельности
в коллективе. По этому принципу
различают людей с
общительными и
замкнутыми характерами.
В жизни встречаются
люди с общительным поверхностным
характером. Они легко завязывают
знакомства в основе которых отсутствует
осознание какой бы то ни было общности.
Таких людей обычно называют легкомысленными.
Они способны на различного рода неожиданности,
и поэтому за ними требуется постоянный
контроль. Общительность человека может
быть избирательной, основывающейся на
интересе к людям, одинаково с ним мыслящим.
Подобная общительность положительна,
она характеризует человека как принципиального,
последовательного.
Замкнутый характер
может быть следствием отрицательного
или безразличного отношения
к людям, или глубокой внутренней
сосредоточенности (и тогда она
не свидетельствует о безразличии),
или недоверия к ним, осторожности,
что бывает, когда человек живет
в чужой ему среде.
Отношение к
самому себе. Каждый человек определённым
образом относится к самому
себе. Это отношение содержит
в себе осознание своего положения
в коллективе, обществе и обязанностей
перед ними. Переоценка своей
значимости, возможностей и потребностей
свойственна людям с эгоистическим
характером. Эгоист ставит себя,
свои личные интересы выше
интересов коллектива, поэтому такой
человек ненадежен, на него
нельзя положится. Люди с такой чертой
характера в последующем, в период службы,
испытывают большие трудности во взаимоотношениях
с сослуживцами. Человек с альтруистическими
чертами характера превыше всего ставит
интересы коллектива, других людей. Альтруизм
- важная черта характера, без которой
невозможно существование подлинного
коллектива
Оценка характера.
Каждый характер
индивидуален, но, несмотря на это,
характерам можно давать некоторые
общие оценки: по содержанию, силе,
наличию или отсутствию тех
или иных черт. Оценка по содержанию
осуществляется указанием на
особенности отношений человека
к себе, другим людям, труду,
окружающему. Это основная оценка,
без которой нельзя конкретно
и правильно судить о характере.
Оценка характера
по силе. Сильными называют характеры
тех людей, чьи поступки, поведение
соответствуют их знаниям и
убеждениями. Человек с сильным
характером - надежный человек. Если
знать его взгляды, убеждения
то можно уверенно предвидеть,
как этот человек поступит
в той или иной ситуации.
Оценка характера
по свойственным ему чертам:
волевые - самостоятельность,
самообладание, непреклонность, твердость,
упорство; эмоциональные - уравновешенность,
порывистость, страстность, впечатлительность;
интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность,
находчивость и др. Значение характера
Характер, отражая жизнь, в свою очередь
влияет на образ жизни. Человек с твердым
и решительным характером может преодолеть
любые препятствия и добиться осуществления
поставленной цели, использовав все возможности
и рационально организовав свою жизнь,
свой труд.
Характер имеет
большое значение не только
для самой личности, но и для
общества. Жизнь и работа коллектива,
особенно настроение каждого
человека, определяются качествами
характеров индивидов. Случается
так, что один человек с трудным
характером мешает жить всему
коллективу. Из-за такого человека
в коллективе возникают нередко
конфликтные отношения, склоки, которые
отражаются на работе и жизнеощущениях
всех людей. Чтобы изучить характер,
необходимы длительные наблюдения
в различных ситуациях.
Способности.
Природа способностей
Французский философ-материалист,
идеолог революционной буржуазии
К Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник
учения о решающей роли среды в формировании
личности - считал, что способности есть
продукт общественный и различаются они
лишь за счет принадлежности человека
к той или иной среде. Бытовали и другие
мнения видных ученых. Так, например, Ф.
Гальтон (1822- 1911), английский психолог и
антрополог, считал, что человек - существо
чисто биологическое и способности передаются
ему <по наследству>, т.е. являются врожденным
свойством. Исследования ученых, опирающихся
на современную методологию, раскрывают
сложную структуру способностей. Во-первых,
социальная сторона способностей проявляется
в характере общественных отношений, определенном
виде деятельности и выбранной специальности,
условий жизни и службы и т.п. Во-вторых,
психологическая сторона способностей,
т.е. особенности протекания психических
познавательных, эмоциональных и волевых
процессов, проявления свойств и качеств,
наличие психических образовании и т.д.
В-третьих, физиологическая сторона способностей
- это анатомо- физиологические особенности
организма и нервной системы человека,
это - задатки, которые являются врожденными
особенностями. Способности - это совокупность
таких психических особенностей человека,
которые позволяют ему успешно овладевать
и заниматься одним или несколькими видами
деятельности и постоянно совершенствоваться
в них. Способности проявляются, функционируют
и развиваются только в деятельности.
Классификация способностей Все спосо6ности
человека можно классифицировать, исходя
из их внутренней структуры. Первая группа
способностей имеет биологическую основу,
где различаются: элементарные способности,
связанные с особенностями протекания
первичных познавательных процессов (ощущение,
восприятие, внимание, память); сложные
способности, связанные с особенностями
таких форм психического отражения как
мышление, представление, воображение;
например, способность критически мыслить,
быстро анализировать обстановку и принимать
оптимальные решения и т.п.; "демонические",
связанные с физиологическими особенностями
организма человека.
Вторая группа
базируется на социальной основе
и подразделяется на способности
общие, которыми в той или
иной степени наделены все
люди. Это способности к общечеловеческим
видам деятельности, общению друг
с другом. Речь идет о благоприятном
сочетании многих особенностей и
качеств личности, проявляющихся в деятельности;
специальные (профессиональные), дающие
возможность достичь высоких результатов
в определенной деятельности, выбранной
профессии; частные - это способности человека
в неосновном для него виде деятельности.
Связующим звеном между способностями
первой и второй групп является особый
вид способностей - творческие. Творчество
- деятельность, порождающая нечто новое,
никогда ранее не существовавшее. Оно
ориентировано не на приспособление к
сложившимся конкретно социальным, логическим,
психологическим установлениям, стереотипам
и т.п., а их ломку, преобразования, нередко
связанные даже с риском. Творческие способности
человека проявляются в любой деятельности
- научной, художественной, производственной,
общественной, воинской. Уровни развития
способностей Исходя из определения видно,
что способности позволяют человеку заниматься
одним или несколькими видами деятельности.
В зависимости от сложности, многообразности
и общественной значимости деятельности
различают три уровня развития способностей.
Одаренность - благоприятное сочетание
способностей обеих групп, позволяющих
человеку успешно заниматься несколькими
видами деятельности. Например, академик
Л.Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку.
14-летним студентом университета он занимался
на двух факультетах: физико-математическом
и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным
аспирантом знаменитого Ленинградского
физико-технического института, несмотря
на то, что еще не имел университетского
диплома. Талант - совокупность способностей,
которые позволяют получать продукт деятельности,
отличающейся оригинальностью и новизной,
высоким совершенством и общественной
значимостью. Гениальность - высшая степень
одаренности, позволяющая человеку достичь
общественно значимых, имеющих революционное
значение результатов.
Список литературы:
1. Словарь по психологии;
Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М.; Высшая
школа; 1996
2. Философский словарь;
Под редакцией И.Т. Фролова;
М.; 1995
3. Карл Густав
Юнг «Аналитическая психология»;
«Мартис»; М.; 1997
4. Зигер В., Ланг Л. “Руководить
без конфликтов” М, 1990
5. Гончаров В.
“Руководство для высшего управленческого
персонала”
6. “Конфликт со
знаком “плюс”” журнал “Бизнес”
№3,4, 1994
7. “Разрешение конфликта”
журнал “Кентавр” №4, 1994
8. Скотт Дж. “Сила
ума. Способы разрешения конфликтов.”
Спб, 1993
9. Фэйр М. “Выиграть
может каждый” М, 1992