Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:13, реферат
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Своеобразие творческой изобразительной деятельности дошкольников заключается прежде всего в том, что маленький ребенок, включаясь в процесс изображения, часто не ставит перед собой изобразительных целей в том смысле, как их понимает взрослый художник. Если взрослый творит ради конечной цели - получения картины, скульптуры, то для маленького ребенка важен сам процесс деятельности, который в дошкольном возрасте близок по характеру сюжетно-ролевой игре. Чем младше ребенок, тем более его привлекает, захватывает процесс деятельности, смысловое отражение ситуаций. Именно отсюда проистекает схематизм детского рисунка, его графическая неполнота. Ребенок рисует только то существенное, что необходимо ему для раскрытия задуманного содержания, он видит в рисунке гораздо больше, чем фактически изображено. Неполнота изображения компенсируется пояснениями, сопровождающими создание рисунка, жестами, реальными действиями (ребенок действует, как в реальной ситуации). Изображение, речь и игра у дошкольников в процессе изобразительной деятельности слиты в единое неразрывное целое.
Психологическая готовность ребёнка к творчеству. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И вопитатели поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Развитие творчества ребенка обеспечивают восприятия, единство воображения и художественно-образного мышления, творческое воображение.
В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Изобразительное творчество ребенка невозможно также без развития специальных изобразительных способностей – чувства цвета, формы, композиции: способности «ручной умелости» (владения техникой). Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Изобразительное творчество немыслимо без оперировании образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования.
Этапы творческой деятельности ребенка, выразительные средства используемые ребёнком в создании образа. Самое главное это правильность и достоверность используемых ребёнком образов (если помидор - красный; заяц - белый, серый, а не розовый; круг - используем мяч, колесо от машины в мл. гр.).
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
1.Формирование замысла.
На этом этапе у ребёнка
возникает идея (самостоятельная
или предложенная родителем/
2.Реализация замысла.
3.Анализ творческой работы.
Является логическим
Условиями развития творчества является закрепление полученных знаний в игровых ситуациях, постоянное вызывание у детей интереса к той или иной деятельности. Дети, приходя в группу должны чувствовать комфорт, иметь желание творить. Всё, включая цвет стен, занавесок, оформление группы, тематические уголки должно вызывать у ребёнка только положительные эмоции.
Основным в обучении творчеству считается создание следующих условий:
1.Условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
2.Условия социально-
3.Психологические условия,
сущность которых заключается
в том, что у ребенка
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.
Мотивы творческой деятельности и их развития
Важным стимулом, побуждающим
дошкольников к деятельности, в том
числе и творческой, является мотив личной заинтересованности. Чем
старше дети, тем реже возникает необходимость
в использовании этого мотива, больше
внимания уделяется формированию общественно-значимых
мотивов: желания сделать приятное, нужное другим
людям, облегчить их положение, принести
пользу, оказать помощь.
Значимой для дошкольников является потребность
в общении со взрослым. Дети стараются
получить одобрение, похвалу, положительную
оценку со стороны взрослого. Процесс
общения должен сопровождаться только
положительными эмоциями: радость нового
знания, радость открытия, радость творчества,
удовлетворенность похвалой. Отрицательные
эмоции недопустимы. Иногда все-таки возникают
ситуации; когда наряду с одобрением необходима
и объективная критическая оценка результатов
детской деятельности с целью показа недостатков
или коррекции поведения.
Однако педагог должен высказывать необходимую
критику относительно тех или иных форм
поведения детей, но не их личных качеств.
С возрастом потребность
в общении со взрослыми претерпевает
качественные изменения: основным мотивом
общения все чаще выступает стремление получить новую информацию,
обсудить какое-либо явление или событие. Постепенно
наиболее значимым для старших дошкольников
становится познавательная потребность. Дети
с увлечением «отправляются в путешествие»
на Север, в Африку, в «космические полеты
на воображаемые планеты».
Наряду с познавательной потребностью
в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании, которую
педагогу следует всячески стимулировать.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.