Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:16, реферат
Попытайтесь вообразить себе детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, разъезжающих на трехколесном велосипеде по школьному залу, рисующих на стенах все, что захотят и как захотят, делающих все, что им вздумается и когда вздумается, непринужденно общающихся со своими педагогами с использованием любых выражений, включая непечатные, и диктующих школе учебную программу, методы преподавания и направление обучения по своему усмотрению. И все это происходит в государственной школе в городе Сиэтле! Вы думаете, что здесь преувеличение, что такого не может быть? Нет, это происходит в наше время в старом консервативном районе Сьюард-Парк, на средства, выделяемые Сиэтлским учебным округом.
1. Введение 3
2. А.С. Нейл 4 - 5
3. Основные элементы философии Нейла 5 - 7
4. Александр Нейл Автор книги «Summer hill - воспитание свободой» 7 - 9
5. Заключение 9
Содержание
1. Введение 3
2. А.С. Нейл 4 - 5
3. Основные элементы философии Нейла 5 - 7
4. Александр Нейл Автор книги «Summer hill - воспитание свободой» 7 - 9
5. Заключение 9
Введение
Попытайтесь вообразить себе детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, разъезжающих на трехколесном велосипеде по школьному залу, рисующих на стенах все, что захотят и как захотят, делающих все, что им вздумается и когда вздумается, непринужденно общающихся со своими педагогами с использованием любых выражений, включая непечатные, и диктующих школе учебную программу, методы преподавания и направление обучения по своему усмотрению. И все это происходит в государственной школе в городе Сиэтле! Вы думаете, что здесь преувеличение, что такого не может быть? Нет, это происходит в наше время в старом консервативном районе Сьюард-Парк, на средства, выделяемые Сиэтлским учебным округом.
Альтернативная начальная школа - такое название носит экспериментальный проект, курируемый учебным округом. Он был начат в ноябре 1970 года, и его исходным положением является утверждение, что обычные начальные школы слишком стесняют свободу детей. Считается, что познавательный процесс у детей в школе должен протекать в более естественной среде, а мотивация для познания должна исходить от самого ребенка. Предполагается также, что ребенок любого возраста способен самостоятельно принимать решения и ему не следует в этом мешать.
Это рай для детей. Здесь нет ни формального расписания, ни возрастных перегородок, ни деления по классам, ни общей программы. Фактически, если ребенок не захочет выучить азбуку, никто не будет принуждать его это сделать.
А. С. Нейл
Нейл, Нейлл (Neill), Александр Сатерленд (1883-1973), английский педагог; сторонник свободного воспитания. В 1921 организовал частную школу в Дрездене (с 1924 в Англии; где получила название Саммерхилл). Основу его педагогической теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся как гл. стороне воспитательной деятельности. Изучению отдельных дисциплин в школе не придавалось большого значения, чёткого учебного плана не было. Исключительное значение придавалось ручному труду, нередко в ущерб академическим занятиям. Школа пользовалась большой популярностью в 1920-х гг.; в 60-е гг. она вновь оказалась в центре внимания в связи с публикацией Н. книги "Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей" (1960).
Нейл, Нил, Нейлл (Neul), Александр Сатерленд (17 10 1883, дер. Кингс-мьюир, Шотландия, - 23 9 1973, Лей-стон, Англия), английский педагог Окончил Эдинбургский университет В 1921 под влиянием американский педагога Г Лейна организовал частную школу в Дрездене, которую вскоре перевел сначала в Австрию, а в 1924 в Англию, где она получила название Summer hill H - последователь сторонник теории свободного воспитания Основными принципами воспитания называл уважение к ребенку как к личности, развитие в ученике чувства собственные достоинства и свободы Взгляды H во многом сформировались под воздействием психологической концепций 3 Фрейда Основу его педагогической теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся как гл стороне воспитательской деятельности Важнейшая задача учителя, по H, - добиться макс эмоционального и эстетического развития ребенка, что неизбежно должно привести к развитию интеллектуальному. Заполнять ум ученика знаниями - задача второстепенная, основное в обучении - научить его думать. В формировании самостоятельного мышления H видел гарантию сохранения той свободы мысли, которая лежит в основе всякой иной свободы Занятия, считал H, должны строиться в соответствии со спонтанными интересами детей, опираться на их природную любознательность Свобода самовыражения, в которой H видел универсальное средство формирования личности, - стержень его педагогической теории Внешняя, насильственная дисциплина, по мнению H, вредит детям, мешает их нормальному психическому развитию, ей он противопоставляет отношения учителя и ученика, основанные на взаимном уважении
В Саммерхилле изучению отдельных дисциплин не придавалось большого значения четкого разделения учебного плана на предметы не существовало Регулярные уроки дети посещали по желанию, начиная заниматься в том возрасте, когда у них появлялась потребность в учёбе. В обучении широко применялся игровой метод. Исключит, значение придавалось ручному труду, нередко в ущерб академическим занятиям. Н. заботился о создании радостной обстановки в школе, никогда не вёл личных дел учащихся, не использовал интеллектуальных тестов. Большую роль играло участие детей в управлении школой: в Саммерхилле были свои законы, принимаемые учащимися, учителями и директором на общих собраниях, ученики имели право сами решать все проблемы, не соглашаться с мнением директора и учителей. Школа Н. пользовалась широкой известностью в 1920-х гг.; в 60-х гг. она вновь оказалась в центре внимания педагогической общественности в связи с публикацией кн. Н. "Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей" ("Summer hill: A radical approach to child rearing", 1960). Наиб, влияние концепция Н. оказала на американскую педагогику ("гуманистич." педагогика) и школьную практику. В Англии его воздействие выразилось в общей гуманизации воспитания в государственных школах, особенно в начальных, и в развитии школа самоуправления.
1. Взрослые не имеют права требовать повиновения от своих детей. Попытки заставить детей подчиняться имеют своей единственной целью удовлетворить присущую взрослым жажду власти. Непростительно навязывать родительскую волю сыновьям и дочерям. Они должны быть свободны. Наилучшей ситуацией для семьи следует считать полное равенство между родителями и детьми. Нельзя требовать от ребенка совершения тех или иных действий, пока он сам не захочет их выполнять. Учитель должен показать своим ученикам, что он стоит вровень с ними, но не выше их.
2. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет. Родители не должны даже требовать от них помощи по дому или давать им мелкие поручения. Заставляя выполнять подобные поручения, мы тем самым оскорбляем их, превращая в лакеев.
3. Не следует преподавать детям религию. Единственная причина существования религии в обществе заключается в стремлении дать исход фальшивому чувству вины по сексуальным проблемам, которое сама же религия и создала. Наши представления о Боге, небесах, преисподней и грехе основаны на мифах. Будущее просвещенное поколение отвергает традиционную религию.
4. В соответствии с философией Нейла строго запрещаются наказания всякого рода. Отец или мать, шлепающие ребенка, на самом деле ненавидят его, и их желание причинить ему боль проистекает из неудовлетворенного сексуального чувства. В Саммерхилле один ученик разбил семнадцать окон и не получил даже устного замечания.
5. Подростков следует воспитывать в том духе, что беспорядочность в половых связях не является моральной проблемой. В Саммерхилле добрачная сексуальная жизнь не была санкционирована лишь потому, что Нейл боялся возбудить негодование общественности. Он и его сотрудники время от времени появлялись обнаженными, чтобы устранить в учениках чувство любопытства к вопросам пола. Он предсказывал, что подростки завтрашнего дня будут жить более здоровой жизнью благодаря снятию сексуальных запретов.
6. Детей не следует ограждать от порнографических книг и других материалов. Нейл указывал, что он готов приобрести самую непристойную литературу для любого из учеников, кто его об этом просит. По его мнению, это может удовлетворить их интерес, не несет ребенку вреда.
7. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста". Более того, их не следует даже к этому поощрять.
8. Вознаграждение ребенка за хорошее поведение унижает и деморализует его, представляя собой скрытую форму принуждения.
9. Нейл считает, что книги не играют значительной роли в школе. Обучение должно заключаться преимущественно в работе с глиной, красками, инструментами и в различных видах драматического искусства. Познание само по себе имеет некоторую ценность, но оно должно приходить как результат игры.
10. Даже если ребенок не успевает в школе, родители не должны вмешиваться в этот вопрос, поскольку он является сугубо его личным делом.
11. Изложенная вкратце философия Нейла выглядит следующим образом: откажитесь от всякой власти над ребенком, дайте ему расти без всякого внешнего вмешательства, не наставляйте его, ничего ему не навязывайте.
С тех пор у нас было двадцать пять лет для того, чтобы оценить результаты этого эксперимента.
Что произошло с поколением, которое в наибольшей мере подвергалось этому влиянию? В конце 60-х годов они пришли к выводу, что Бог мертв, что аморальность стала новой моралью, что неуважение и непочтительность к старшим являются нормой поведения, что непопулярные законы можно не соблюдать, что насилие является дозволенным орудием достижения перемен (так же как и те скандалы, которые они устраивали в детстве), что власть - это зло, что превыше всего удовольствие, что старшим не следует доверять, что прилежание и усердие вульгарны и что их страна не стоит ни лояльности, ни уважения.
Эта философия не только способствовала студенческой революции конца 60-х годов, она также нанесла тяжелый удар нашей школьной системе и детям. Пока эта теория была популярной, в школах царила анархия и бесконтрольность на всех уровнях. Крошечные первоклассники терроризировали своих задерганных преподавателей так же систематически, как и неистовые старшеклассники. Некоторые классы настолько прославились постоянными нарушениями порядка, что учителя попросту боялись преподавать в них.
Александр Нейлл Автор книги «Summer hill - воспитание свободой»
Автор книги был создателем и директором уникальной частной школы в Англии в 20-60- годах прошлого века. Школа эта отличалась предоставлением ученикам полной свободы - как в выборе уроков, так и в остальных занятиях. Результаты этого эксперимента, проведенного почти сто лет назад, поразительны по своей глубине и человечности. Сам Нейлл характером и устремленностью, искренней любовью и преданностью детям, да и по результатам работы напоминает Макаренко с его коммуной имени Горького, даже некоторые эпизоды из книги похожи.
Представления Нейла о воспитании и обучении бесценны для всех родителей, желающих счастья своим детям.
Нейл пишет: «Я не гений. Я просто человек, отказывающийся управлять детьми». Но как, же тогда быть с первородным грехом? По мнению Нейла, в каждом ребенке живет Бог; наши попытки сформировать характер маленького человека превращают Бога в дьявола. Бог помогает ребенку сформировать шкалу ценностей — и эти ценности неизменно добрые и неэгоистичные. Как вам такая мысль? Когда ребенок чувствует, что вы его любите (то есть когда ребенок чувствует, что вы на его стороне), все складывается отлично. Никакого насилия над своей личностью ребенок больше не ощущает. Никакого страха, никакого насилия. Он начинает относиться к окружающим так, как относятся к нему. Обязательно прочтите книгу А. С. Нейла. Это воистину святая книга. Читайте ее; она перевернула мою жизнь и изменила мое отношение к людям. Я стала видеть чудеса. Я увидеа, чуть ли не врожденное недовольство собой и окружающим меня миром, увидела сравнения, соперничество и многое другое. Вы можете возразить: если бы меня не подталкивали, я бы не стал тем, кем стал. Но нуждался ли я в тех толчках со стороны? Да и кто захочет оказаться на моем месте? Я бы хотел быть счастливым, хотел бы стать святым; я хочу любить, хочу жить в мире, хочу быть свободным, хочу быть человеком.
Трудный ребенок —. несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром.
Трудный взрослый сидит в той же лодке. Ни один счастливый человек никогда не нарушал порядок на собрании, не проповедовал войну, не линчевал негра. Ни одна счастливая женщина никогда не придиралась к своему мужу или детям. Ни один счастливый мужчина никогда не убивал и не крал. Ни один счастливый начальник никогда не держал своих подчиненных в страхе.
Все преступления, всю злобу, все войны можно свести к несчастливости. Эта книга — попытка показать, как возникает несчастье, как оно разрушает человеческую жизнь и что можно сделать, чтобы несчастье, по возможности, не возникало. Более того, это книга о конкретном месте — Саммерхилле, где детское несчастье излечивается и, что еще важнее, дети воспитываются в счастье.
Так вот, мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась бы свобода быть самими собой. Для этого мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Все, что требовалось, — это вера: в ребенка, в то, что он по природе своей существо доброе, а не злое. Более чем за 40 лет вера в добрую природу ребенка ни разу не поколебалась и, скорее, превратилась в окончательную уверенность.
Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл — это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики.
Дети, которые поступили в Саммерхилл в дошкольном возрасте, ходят на уроки с самого начала своего пребывания у нас, но дети, поучившиеся прежде в других школах, заявляют, что они больше никогда в жизни не пойдут ни на один идиотский урок. Это продолжается порой несколько месяцев. Они играют, катаются на велосипедах, мешают другим, но уроков избегают. Время выздоровления от этой болезни пропорционально ненависти, порожденной у них их прошлой школой. Рекорд поставила одна девочка, пришедшая из монастырской школы. Она пробездельничала три года. Вообще, средний срок выздоровления от отвращения к урокам — три месяца.
Наша цивилизация нездорова и несчастлива, и я утверждаю, что корни этого — в несвободной семье. Силы реакции и ненависти умерщвляют детей с самых первых дней их жизни. Дети научаются говорить жизни «нет», потому что вся их юная жизнь одно сплошное «нет»: не шуми, не мастурбируй, не лги, не бери чужого. Они научаются говорить «да» всему, что есть в жизни плохого: старость — уважай, религию — уважай, уважай учителей, соблюдай закон отцов, не задавай вопросов — просто подчиняйся.
Нет никакой добродетели в уважении к тому, кто его недостоин. Нет никакой добродетели в жизни в законном грехе с мужчиной или женщиной, если любовь ушла. Нет добродетели и в любви к богу, которого ты на самом деле просто боишься.