Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:30, контрольная работа
"Свобода есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.
Свобода личности, в чем она?
Свобода личности - это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.
"Свобода
есть познанная необходимость"
- эти слова принадлежат
Часть 2.СВОБОДА ЛИЧНОСТИ
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их
нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое
проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме
коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может
выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях
в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает
проблема
свободы и ответственности
Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и
необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит
Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза
отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и
предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает,
что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего
принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму –
о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового
порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений.
Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед
личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в
некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит
к согласию
между всеми человеческими
Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного
индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку
возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны ли такое
совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?
Развернутая концепция диалектического единства свободы и
необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости
исходит из
признания объективной
сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с
интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных
законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать
интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени
общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы
личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных
организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности,
которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно
охраняются.
Однако не все проблемы
мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на
данный момент
исчисляются миллиардами и
их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия
как свобода и
свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность
несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое
социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству
в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в
социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению
обществом
и историческому созиданию
одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В праве гражданская, административная и уголовная ответственность
устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления,
но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени
сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую
ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества
в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития
истории.
Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные
возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по
своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и
окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной
деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех
триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Свобода рассматривается в
произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон
свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и
др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть
чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,
нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности
каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке
противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который
настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их
последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители
его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,
технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен
еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое
проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что,
его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение
означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это
как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.
Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное
распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.
Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она
означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как
природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в
соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это
постоянный выбор.
«- Выбор. Волшебный резец,
Но если мы боимся выбрать что-нибудь иное, чем то, что уже имеем, какая
от него польза?
- Кто боится его применять? Что в нем такого страшного?
- Он делает нас другими!
- Да ладно…
- Хорошо, откажись от выбора. Всю жизнь делай только то, что делают
другими. Как это будет выглядеть?
- Я иду в школу.
- Да. И?
- Я получаю образование.
- Да. И?
- Я устраиваюсь на работу.
- Да. И?
- Я женюсь.
- Да. И?
- У меня появляются дети.
- Да. И?
- Я помогаю им делать уроки.
- Да. И?
- Я выхожу на пенсию.
- Да. И?
- Я умираю.
- Подумай, какими будут твои последние слова.
- Он подумал.
- «Ну и что?»
- Верно, хоть ты и делаешь все, чего от тебя ожидают другие, ведешь себя,
как подобает законопослушному гражданину, идеальному мужу и отцу,
голосуешь
на выборах, принимаешь
животных.
Ты живешь так, как от тебя
требуют, и умираешь с
что?»
- Хм.
- Потому что в твоей жизни не было выбора, Дикки! Ты никогда не хотел что-
либо изменить, никогда не искал то, что на самом деле любил, поэтому