Свобода личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

"Свобода есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Работа содержит 1 файл

Свобода личности.docx

— 26.28 Кб (Скачать)

Свобода личности, в чем  она?

Свобода личности - это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.

"Свобода  есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому  философу Гегелю. Все в мире  подчинено силам, действующим  непреложно, неотвратимо. Эти силы  подчиняют себе и деятельность  человека. Если эта необходимость  не осмыслена, не осознана человеком  - он ее раб, если же она  познана, то человек обретает "способность принимать решение  со знанием дела". В этом  и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение  закономерного, объективно обусловленного  хода развития событий.

                 Часть 2.СВОБОДА ЛИЧНОСТИ 
 
 

      Индивид и общество находятся   в  диалектических  взаимоотношениях,  их

нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное  существо  и  всякое

проявление  его жизни, даже если оно и не выступает  в непосредственной  форме

коллективного  ее  проявления,  обладая   общеродовыми   признаками,   может

выступать и как самобытная индивидуальность.

      В современных условиях ускоренного  развития цивилизации роль  личности

в обществе становится все значительнее, в связи  с этим  все  чаще  возникает

проблема  свободы и ответственности личности перед обществом.

       Первая  попытка  обоснования  точки  зрения  взаимосвязи  свободы   и

необходимости  ее  признания,  их   органической   взаимосвязи   принадлежит

Спинозе, который  определил  свободу  как  познанную  необходимость.  Спиноза

отрицает  «свободу  воли».  Весь  конечный  порядок  причинно  обусловлен  и

предрасположен  быть таким, каков он есть. Тем  не  менее  Спиноза признает,

что мы  обладаем  опытом  свободы,  особенно  в  виде  свободы  от  внешнего

принуждения. Он говорит также о свободе  духа и о подчинении эмоций разуму  –

о свободе,  отвечающей  различению  между  рациональным  познанием  мирового

порядка  и  «воображением»,   непосредственно   возникающим   из   ощущений.

Понимание и разум выступают в роли  естественного  средства  раскрыть  перед

личностью более высокие возможности, имманентные  природе как целому  и  –  в

некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении  разуму» приводит

к согласию между всеми человеческими индивидуумами.

       Свобода  принадлежит  не  к  области   волевого   или   нравственного

индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому  порядку

возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без  ответа:  возможны  ли  такое

совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?

        Развернутая   концепция   диалектического   единства    свободы    и

необходимости  с  идеалистических  позиций  была  дана   Гегелем.   Научное,

диалектико-материалистическое  решение  проблемы  свободы  и   необходимости

исходит из признания объективной необходимости  как  первичного,  а  воли  и

сознания  человека - как вторичного производного.

       В  обществе  свобода  личности  ограничивается  интересами  общества.

Каждый человек - индивид, его желания  и  интересы  не  всегда  совпадают  с

интересами  общества. В этом случае личность  под  воздействием  общественных

законов  должна  поступать  в  отдельных  случаях  так,  чтобы  не  нарушать

интересов общества,  в  противном  случае  ему  грозит  наказание  от  имени

общества.

      В современных условиях, в эпоху  развития демократии  проблема  свободы

личности  становится все глобальнее. Она  решается  на  уровне  международных

организаций в виде законодательных  актов  о  правах  и  свободах  личности,

которые в  настоящее время становятся в  основу  любой  политики  и  тщательно

охраняются.

      Однако не все проблемы свободы  личности решены  в  России  и  во  всем

мире, так как это одна из  самых тяжелых задач.  Личности  в обществе  на

данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле  сталкиваются

их интересы, права и свободы.

      Неразделимы и такие понятия  как свобода  и  ответственность,  так  как

свобода не вседозволенность, за  нарушение  чужих  прав  и  свобод  личность

несет  ответственность  перед  обществом  по  закону,  принятому  обществом.

Ответственность    -  это  категория  этики  и  права,   отражающая   особое

социальное  и морально-правовое отношение личности к  обществу,  человечеству

в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного  начала  в

социальную  жизнь, приобщение народных  масс  к  самостоятельному  управлению

обществом и историческому созиданию резко  увеличивает меру личной свободы  и

одновременно  социальной и моральной ответственности  каждого.

      В праве  гражданская,  административная  и  уголовная  ответственность

устанавливается не только формальным путем выяснения  состава  преступления,

но и с  учетом воспитания правонарушителя, его  жизни и деятельности,  степени

сознания  вины и возможности исправления  в дальнейшем. Это сближает  правовую

ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества

в целом  и  в конечном  счете понимания законов поступательного развития

истории. 

      Сущностные силы человека  создают   ему  все  необходимые   субъективные

возможности для того, чтобы быть  свободным,  т.е.  действовать  в  мире  по

своему усмотрению. Они позволяют ему ставить  под разумный  контроль  себя  и

окружающий  мир, выделяться из  этого  мира  и  расширять  сферу  собственной

деятельности. В этой возможности быть свободным  и   коренятся  истоки  всех

триумфов  и трагедий человека, всех его взлетов  и падений.

      Свобода рассматривается в соотнесении  с необходимостью  (законами),  с

произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и  диапазон

свобод человека: политическая,  экономическая,  духовная,  познавательная  и

др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что  свобода  не  может  быть

чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора,  фактом,

нарушающим законы природы и социальной жизни.

      Логикой своего существования   и  характером  собственной   деятельности

каждый человек  погружен в  поток  истории.  Бытие  человека  в  этом  потоке

противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и  несвободен.

      Человек  несвободен,  поскольку   существует   внешний   мир,   который

настойчиво  диктует  людям  выбор   форм   и   способов   деятельности,   их

последовательность. Он несвободен так как всегда  существуют  ограничители

его  деятельности-  уровень физических  сил и   умственных   способностей,

технических возможностей, характер общественного  строя и т.д. Он  несвободен

еще и потому, что существует так  называемое  отчуждение  человека,  которое

проявляется во все времена и существует в  различных формах.

      Отчуждение означает что, продукты  деятельности человека выходят  из-под

его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную  ему силу.  Отчуждение

означает  чуждость, внешность мира и даже его враждебность.  Отчуждение-  это

как бы утрата мира человеком и превращение  этого мира в  бесчеловечный  мир.

Проблема  отчуждения является вечной проблемой  для человеческого общества.

      Вместе  с  тем  человек   свободен.   Свобода   есть   самостоятельное

распоряжение  человека собственной судьбой,  выбор  своего  жизненного  пути.

Кратко говоря, свобода-  это  не  рабство,  раскрепощенность  человека.  Она

означает  его освобождение  от  диктата  внешних  сил  и  обстоятельств,  как

природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать  в

соответствии  со  своими  интересами  и представлениями.  Свобода   –   это

постоянный  выбор.

        «- Выбор. Волшебный резец, при  помощи которого жизнь обретает  форму.

  Но если  мы боимся выбрать что-нибудь  иное, чем то, что уже  имеем,  какая

  от него  польза?

      - Кто боится его применять?  Что в нем такого страшного?

      - Он делает нас другими!

      - Да ладно…

- Хорошо, откажись  от  выбора.  Всю  жизнь   делай  только  то,  что   делают

  другими.  Как это будет выглядеть?

      - Я иду в школу.

      - Да. И?

      - Я получаю образование.

      - Да. И?

      - Я устраиваюсь на работу.

      - Да. И?

      - Я женюсь.

      - Да. И?

      - У меня появляются дети.

      - Да. И?

      - Я помогаю им делать уроки.

      - Да. И?

      - Я выхожу на пенсию.

      - Да. И?

      - Я умираю.

      - Подумай, какими будут твои  последние слова.

      - Он подумал.

      - «Ну и что?»

- Верно,  хоть ты и делаешь все, чего  от тебя ожидают другие,  ведешь  себя,

  как   подобает  законопослушному  гражданину,  идеальному  мужу  и   отцу,

  голосуешь  на выборах, принимаешь участие   в  благотворительности,  любишь

  животных. Ты живешь так, как от тебя  требуют, и умираешь с вопросом  «Ну и

  что?»

      - Хм.

- Потому  что в твоей жизни не было  выбора, Дикки! Ты никогда не хотел что-

  либо  изменить, никогда не искал то, что  на  самом  деле  любил,  поэтому

Информация о работе Свобода личности