Свобода и ответственность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:28, реферат

Описание работы

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
.

Содержание

Введение 3 стр.
Правовой статус личности 4 стр.
Ответственность 10 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы 18 стр.

Работа содержит 1 файл

правоведение.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

         5. Базовый характер. Права человека выступают основой  иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.

         6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет  перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрован следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека — один из главных принципов современного права.

         7. Непосредственно  действующий характер. Основные  права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России).

Ответственность.

Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-либо (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему.

   В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый  круг общественных отношений, отсутствующих  до его совершения. Эти отношения  могут иметь положительное или  отрицательное значение для других людей, могут отвечать, или частично отвечать интересам одних людей  и не отвечать интересам других. Соответственно, моральная ответственность возникает в связи с тем, что выбор затрагивает интересы других людей, что он способствует стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству общественной взаимосвязи (в том числе в расширенном, прогрессирующем масштабе) в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных интересов, или, наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям, разрушающе действующим на общественную жизнь. В личном плане выбор также имеет значение в смысле влияния на развитие мотивационной сферы личности. Его совершение, реакции людей на объективный результат выбора оказывают обратное влияние на характер мотивов, способствующих совершению данного выбора. Причем позитивное влияние на нравственное сознание личности может оказать даже негативный в объективном смысле результат. Например, возникновение конфликтной ситуации, в результате определенного выбора, может способствовать тому, что человек начинает более глубоко анализировать мотивы своего нравственного поведения. Если в результате этого он даже не откажется от мотивов поведения, вызвавших конфликт, он может как-то их скорректировать, найти средства для разрешения конфликтной ситуации, убедить других людей изменить мотивы их поведения и т.д. Так что негативный в одном отношении и в одних временных параметрах результат морального выбора может в ряде случаев оказаться позитивным в других временных параметрах. Все это показывает невероятную сложность проблемы морального выбора и сложность определения меры ответственности личности за его совершение.

   Большое значение при оценке поступка имеет  представление о так называемом непредметном результате, то есть таком  результате, который выражается в  косвенном влиянии на состояние  нравственного сознания масс, на развитие нравственных мотивов у самой  личности, совершившей определенный поступок, и у других людей. Следует  учитывать, что нравственная ответственность - это такая форма ответственности, которая принципиально ориентирована на максимум человеческих возможностей. Действия, порожденные моральными мотивами, подчас разворачиваются на грани невозможного. Поэтому, например, гибнут спасатели, разбиваются вертолеты, спасающие погибающих альпинистов, сгорают пожарники, пытающиеся вытащить гибнущих людей из огня. Хотя позитивный результат здесь не наступает, а количество жертв может даже увеличиться, эти действия, разумеется, не могут быть оценены как нравственно отрицательные.

   Важны также не только оценка отдельного поступка, но и рассмотрение реакции  личности на мнения людей об этом поступке, ее дальнейшее поведение, в котором  происходит коррекция мотивов, предпринимаются усилия по развитию моральных и иных социальных качеств, способствующих тому, что поведение становится более ответственным, что дальнейший выбор становится более компетентным.

   В социологическом плане, с точки  зрения условий выживаемости определенного  человеческого сообщества, ответственность — способ обеспечения взаимосвязи участников совместной деятельности, основанный на их субъективно мотивированной активности. Ответственность предполагает, что в обществе выполняются взаимные ожидания людей относительно их постоянных, а также возможных и необходимых в особых обстоятельствах действиях в отношении друг друга. Например, отношения ответственной взаимозависимости предполагают не только то, что за выполненную работу будет выплачена заработная плата, но также то, что человек, попавший в беду, может рассчитывать на помощь со стороны специальных служб спасения и отдельных граждан. В зависимости от характера отношений и степени активности субъекта деятельности ответственность может быть классифицирована как естественно обусловленная (ответственность родителей, ответственность детей), вмененная, то есть зависимая от такой социальной функции, избежать выполнения которой личность не может (например — воинский долг),добровольно принятая, то есть связанная с выполнением каких-то особых социальных функций, на исполнение которых личность может и не соглашаться. Последний вид ответственности может быть назван контрактным. Он содержит много оттенков:  
от простого соглашения между работником и работодателем до присяги Президента. Многие виды ответственности выступают в смешанном виде. Например, обязанность службы в армии сочетается в то же время с присягой, представляющей в нравственном смысле форму добровольного обязательства.

   Ответственность может быть фиксирована различными способами, например, посредством формального  определения прав и обязанностей в праве, что приобретает форму  ответственности перед законом, ответственности за неисполнения своих  обязанностей. На своем начальном, и  в то же время базовом уровне моральная  ответственность, так же, как и  правовая, получает определенную формализацию, фиксируется с помощью норм, которые, хотя они и имеют рекомендательный характер, тем не менее достаточно жестко очерчивают круг обязанностей личности, оказавшейся в ситуации, подпадающей под действие той или иной нормы. Однако в силу того, что мораль предполагает добровольность исполнения требований, обычные эмпирически фиксируемые формы ответственности приобретают в ней вид ответственности личности перед самой собой, ответственности за развитие позитивных нравственных качеств и социально значимых способностей. В этом смысле предполагается, что в процессе своего нравственного развития личность преодолевает закон, поднимается выше его формальных требований в силу такого отношения к себе, которое делает закон ненужным. Многие мыслители считали, что мудрец не нуждается в законе как внешнем ограничении, потому что закон у него в душе. Н. Бердяев рассматривал этику закона именно как низший вид этики, кроме которой он выделял также этику покаяния и этику творчества.

   Предвидение результатов совершаемых поступков, желание их достижения требует необходимой  компетенции, знаний свойств окружающего  мира, а также наличия практических способностей к совершению определенных видов деятельности. Развитие таких  способностей и становится предметом  ответственности личности перед  самой собой. Человек, согласно Канту, должен стать всем тем, чем он способен стать. Это означает, что он обязан развить все свои таланты, обрести  все способности, позволяющие ему  быть членом общества. Фактически человек  ответствен перед собой за свою собственную  судьбу, ведь от его судьбы по большому счету зависит и судьба других людей.

   Ответственность отличается от простой предусмотрительности, суть которой заключается в осторожном отношении к действительности, направленном прежде всего на сохранение условий собственной жизни. Ответственность - это прежде всего отношение к другим. Однако в той мере, в какой личная жизнь рассматривается в качестве общественной ценности, предусмотрительное отношение приобретает черты ответственного. Например, позаботиться о собственной безопасности, учитывая то, что от твоей жизни непосредственно зависит судьба других людей, скажем, на войне, во время выполнения спасательных работ, есть не только предусмотрительное, но и ответственное отношение.

   Принципиально важным вопросом в жизни современного общества становится вопрос о правильном распределении различных форм ответственности: моральнойюридической,административно-правовойэкономической.

   Многие  виды ответственности выступают  в смешанном виде. Введение правовых норм, определение уголовной или  административной ответственности  за какие-то правонарушения не означает, что отношения этого класса выводятся  за рамки моральной оценки. Просто необходимость обеспечения более  высокой степени надежности взаимных ожиданий, гарантируемой независимо от уровня нравственного развития различных  членов общества, требует в ряде случаев добавления к моральным  мотивам иных, более жестких средств  контроля поведения, основанных на внешних  санкциях. Экономическая ответственность  основана прежде всего на личном интересе различных субъектов деятельности, хотя это не исключает того, что удовлетворение личного экономического интереса может предполагать и моральную ответственность перед всем обществом. Это касается, прежде всего, определения допустимых средств расширения экономической активности, скажем, сознание ответственности за рекламу, которая способна вовлекать потребителя в пользование ненужными и даже вредными для его здоровья продуктами производства, а также сознания ответственности за состояние окружающей среды, за социальные процессы, развивающиеся под влиянием бизнеса.

   Особенностью  современного информационного общества является то, что становится все  более и более невыгодно скрывать знания. Информация о каждом новом  открытии порождает лавинообразное развитие знания. Эффект от внедрения  этого знания в производство может  намного перекрыть эффект от конкуренции, связанной с сохранением коммерческой тайны. Весьма привлекательной выглядит в этом плане общественная собственность  на средства производства, позволяющая обеспечить быстрое распространение новых знаний, отрицающая коммерческую тайну. Однако, как показала историческая практика, в том варианте, в каком общественная собственность существовала в бывшем СССР, она оказалась несостоятельна в обеспечении быстрого роста производительности труда, решении задачи соединения науки и производства. Система командного планового управления сковывала инициативу отдельного производителя, снижала его заинтересованность в производстве качественной продукции. Кроме того, формальные критерии отчетности производителя перед вышестоящими органами во многих случаях были обманчивыми, что приводило к тому, что получить точные сведения о состоянии системы производства оказывалось невозможно.

   Тем не менее, неудачный опыт решения  проблемы еще не означает, что ее вовсе не существует. Дело в том, что современное производство, в котором все большую роль начинает играть всеобщий труд, то есть такой труд, результаты которого непосредственно сказываются на всем обществе, которые также часто имеют глобальные последствия экологического и социального характера, нуждается в иных механизмах обеспечения ответственности по сравнению с теми, которые были характерны для прошлых эпох.

   Однако  создание абсолютно совершенной  системы распределения ответственности  между различными субъектами деятельности и совершенного сочетания различных  способов фиксации ответственности  невозможно. В силу того, что само общество развивается, что в нем  появляются новые явления, новые  угрозы, несовместимые с прежними формальными способами определения  меры ответственности, а также в  силу того, что многие ситуации, в  которых приходится принимать решения, уникальны, определенные противоречия между разными видами ответственности  всегда будут иметь место.

   Так, вполне возможны противоречия между  моральной и правовой ответственностью тогда, когда новые явления не укладываются в привычные схемы человеческих отношений. Это может быть связано, например, с применением новых технологий, последствия воздействия которых на человека всесторонне не обследованы, с вмешательством общества в природную среду, которое производится в соответствии с юридическими нормами и компетентными решениями, но все равно может вызывать опасения в смысле отдаленных непредвиденных последствий. Например, открытия в области генной инженерии, перспективы, связанные с клонированием человека, использованием трансгенных животных, не могут не вызывать нравственных вопросов, даже если все это и производится в соответствии с определенными законом возможностями.

   Принципиальное  важное значение имеет определение точного баланса соответствия между мерой правовой и моральной ответственности. Моральная ответственность в высокой степени отвечает природе творческого труда, так как сами возникающие в процессе творчества ситуации являются индивидуальными, не поддающимися точному предсказанию и высокой степени формализации. Тем не менее, полностью определить меру ответственности в процессе научного и даже художественного творчества только с помощью моральной ответственности нельзя. Это грозит опасностью для общества, связанной с риском последствий субъективных решений.

Информация о работе Свобода и ответственность личности